О коронавирусе Covid-19, его опасности и угрозе его распространения по миру я начала — со ссылкой на официальные источники — писать у себя на Фейсбуке с самого начала эпидемии, когда страшные новости поступали только из Китая. В ответ куча коллег, друзей и знакомых повторяли одни и те же вещи: «не распространяй панику», «это как грипп», «туберкулез более опасен». Лишь несколько человек действительно внимательно относились к сообщениям о новой болезни и осторожно пытались спрогнозировать, что будет дальше. Я обратила внимание, что среди этих, скажем так, пессимистов, большинство были журналистами «старой школы», в основном — журналисты-международники. Они — как и я — все время читали СМИ Европы и США, непосредственно материалы Всемирной организации здравоохранения, и пытались составить «картинку» на основании данных из первоисточников.
В то же время тезисы «оптимистов» о незначительности нового вируса почти полностью совпадали с тем, что генерировали «лидеры общественного мнения» и средства массовой информации ... России. «Новый коронавирус — это такой грипп», «эта болезнь опасна только для стариков», «80% больных имеют легкие симптомы» ... эти да и другие подобные утверждения активно распространялись в российском и в украинском информационном пространстве. Причем в эту кампанию у нас активно включились и официальные структуры.
В то же время обозреватели европейских и американских СМИ, анализируя ситуацию в Китае, замечали, что очень много людей — и не только пожилых людей — имеют существенные осложнения, значительная часть больных нуждается в реанимации, поддержании жизнедеятельности с помощью аппаратов, причем долгий период времени, что имеет значение не только возраст, но и общее состояние здоровья ... но наш информационный мейнстрим эти сведения из-за бывшей «железного занавеса» игнорировал, продолжая повторять мантры RT (Russia Today). ZZ 5
Даже когда лично генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Аданом Гебрейесус заявил, что процент летальных исходов в результате инфицирования новым коронавирусом составляет 3,4%, что значительно выше смертности от сезонного гриппа (менее 1%), это никак не остановило волну оптимизма о «гриппознм»: читай — несерьезном характере Covid-19.
Пока европейские страны готовилась к вспышке эпидемии, украинские медиа делали возмущены сюжеты о том, как односельчане заставили отсидеться на изоляции семью, прибывшую из Китая. Тот факт, что в Европе и в Америке прибывших из эпицентра эпидемии отправляли на карантин, иногда даже на военные базы, наши журналисты освещали не так активно.
Затем эпидемия началась в Италии. Показатели смертности начали меняться, достигнув 18 марта ужасного уровня более 9%. Но и это не заставило отечественные медиа и лидеров общественного мнения отнестись к тому, что происходит, более серьезно. Снова и снова приходилост читать, смотреть и слушать сентенции о «гриппе» и «угрозе для стариков» и удивляться игнорированию того факта, что первому выявленному в Италии больному коронавирусом не было и 40 лет, но он несколько недель провел в больнице в тяжелом состоянии.
Украинские журналисты в то же время, разыскали студента, который был Италии, но — без всякого карантина — пытался вернуться в общежитие, но с администрацией возникли проблемы. Ай-я-яй, отмечали журналисты, как можно так издеваться над человеком? То, что в цивилизованных странах тех, кто приехал из эпидемически опасных регионов отправляли на двухнедельную самоизоляцию, никого не беспокоило.
И я знаю почему — у нас и рядовые граждане, а также журналисты ведущих отечественных СМИ просто понятия не имели, что происходит в мире, на наших западных границахв частности. Наши популярные медиа традиционно международные новости игнорируют, соответственно, люди, не имеющие привычки «серфить» по интернету в поисках информации, лишены полезных и интересных новостей из-за рубежа.
Впрочем, есть и другая составляющая такой информационной изоляции — сознательная инфосамоизоляция.
Пример: закарпатский портал «Mukachevo.net» на сайте и на своем аккаунте в социальных сетях, в частности в Фейсбуке, дает информацию о положении дел со вспышкой нового вируса в соседних государствах. Такой интерес к этой тематике авторов ресурса понятен — город находится близ границы с несколькими странами, которые борются с эпидемией; через Закарпатье проезжает куча транзитного транспорта; сами закарпатцы все время постоянно посещали Венгрию, Словакию, Румынию... Но вместо «спасибо», что журналисты рассказывают важные новости, некоторые пользователи социальных сетей в комментариях возмущаются: «зачем сеять панику», «расскажите нам о позитиве». То есть люди сознательно не хотят знать правдивых новостей, фактически хотят изолироваться от правды.
Этот отказ от реальности стал одной из причин такого активного распространения фейков о низком уровне угрозы Covid-19. Люди — не только в Украине, но и по всему миру — отказывались слышать и видеть реальные факты, не хотелиделать реальные прогнозы и игнорировали абсолютно достоверные сведения, если они были неприятными.
Мэр одного из североитальянских городков перед началом эпидемии призвал не «сдаваться заразе» и устроил поход по барам. Позже у него был обнаружен коронавирус.
В Иране местная элита считала новую болезнь выдумками Запада и не хотела бороться с опасностью. В итоге распространение Covid-19 вышло из-под контроля, захватило даже самые высокие ступени власти страны.
Но об этом украинском медиа немного рассказывали, сами жители Украины об этом не читали, в результате оказалось, что 44-летний депутат Верховной Рады, который заболел коронавирусом, умудрился, уже больным, пообщаться с целой кучей коллег. Многие депутаты и даже чиновники начали паниковать, но сам вируснопозитивний политик вообще не понимает, что он сделал не так. Даже целое обращение записал, мол, «это же как грипп», «я всего пару дней покашлял», «опасно только для людей старше 80-ти лет»... Перенесут ли в такой же легкий форме болезнь те, у кого есть какая-то хроническая проблема со здоровьем или люди 50+, которых в парламенте достаточно, он не задумался.
Причина такого странного поведения с вирусной опасностью не только в психологическом феномене нежелания знать правду, в стремлении отгородиться «от негатива», который является симптомом паники, и не только в непрофессионализме и местечковости значительной части отечественных СМИ. Проблема более системная.
Дело в том, что общий уровень знаний о санитарии и гигиене в Украине оказался крайне низким. Очень трудно понять, как могут украинцы покупать молочные и мясные продукты на стихийных рынках с земли, как вообще могут существовать эти рассадники антисанитарии, что даже в государственных учреждениях может не быть мыла в туалете, почему не только не дезинфицировался, но даже не мылся общественный транспорт, почему после ликвидации санитарно-эпидемиологической службы практически прекратили контролировать за соблюдением всех необходимых норм в заведениях общественного питания, почему в условиях наличия в стране эпидемий кори, туберкулеза и гриппа больные вынуждены были обращаться к «семейному врачу» в поликлинику, то есть подвергать опасности всех вокруг по дороге и в очереди. Но также непонятно и то, почему эти проблемы оставались без внимания средств массовой информации. Так называемая социалка, особенно на телеканалах, превратилась у нас в смесь «чернухи», «хайпа» из «мелодрам». А вот социальная и образовательная функция журналистики как-то постепенно вообще выпала из поля зрения.
Конечно, учить украинцев современным цивилизованным правилам гигиены и соблюдению санитарных норм должны родители, воспитатели и учителя еще в детстве, но и во взрослом возрасте медиа и лидеры общественного мнения должны напоминать нам, что является нормой для цивилизованного мира, исследовать, все ли у нас по современным стандартам, особенно в крупных городах... Но это было неинтересно, нехайпово и непопулярно.
В итоге у нас все, от президента, министра, депутата до журналиста и рядового гражданина, демонстрируют удивительное невежество в вопросах противодействия эпидемии. Такие понятия, как инкубационный период, пути передачи инфекции, для многих вообще непонятные термины. Конечно, жизнь в конце концов всех научит, но для некоторых уже будет поздно.
И, говоря о медиа во время эпидемии, нельзя не упомянуть о необходимости соблюдать и информационную гигиену тоже.
16 марта Служба внешних действий Европейского Союза, которая занимается исследованиями и борьбой с дезинформацией в интернете, отметила во внутреннем отчете, что с 22 января зафиксировано почти 80 случаев дезинформации о вспышках Covid-19, связанных с российскими медиа. Основная цель дезинформации Кремля — усилить эпидемический кризис в западных странах, в частности, подрывая доверие населения к национальным системам здравоохранения — таким образом препятствуя эффективному реагированию на вспышку коронавируса, говорится в документе. Эта дезинформационная кампания «призвана усилить растерянность, панику и страх».
В отчете рассказывается, как информационные ресурсы РФ работают над распространением нарративов, которые искажают медийное пространство. Значительная часть дезинформации, которую транслировали прокремлевские СМИ, касалась того, что вирус был создан людьми и использован в качестве оружия западными правительствами.
Здесь следует отметить, что, несмотря на то, что ученые нескольких стран опровергли этот фейк, эта «теория заговора» о коронавирусе как оружии является очень популярной и в Украине. Более того — ее транслируют даже высокопоставленные лица!
Наверное, верить в страшные сказки никому не запрещено. Но проблема в том, что эта вера уничтожает способность к сопротивлению реальной угрозе в реальном мире. В этих условиях опасность, которую хочется видеть, о которой не приятно знать правду, о которой создаются мифы, не исчезает, а становится еще более опасной.