И чтобы таким образом они предоставили возможность новым политикам, которые были бы приемлемыми как для собственного народа, так и для международного сообщества, взять на себя ответственность за граждан Югославии и их будущее. Каждый умный человек ясно понимает, что многочисленные внутренние проблемы и противоречия, а также изоляция нашей страны на международном уровне не могут быть устранены при существующих условиях и тем правительством, которое мы сейчас имеем». Между прочим, вспомним, что у Сербской церкви свои счета с Милошевичем — этот последовательный коммунист вспомнил о православной церкви только во время последнего конфликта, а до этого она была «отделена от государства» в полном советском смысле этого оборота.
В Заявлении Синода высказывается также надежда, что миротворцы НАТО и ООН своим присутствием и установлением гражданского порядка в Косово сделают необходимый взнос в восстановление общественной жизни, в обеспечение сосуществования всех этнических групп в Косово. Церковь призывает всех участников этой «безумной войны» раскаяться, простить и примириться между собой, потому что только так можно заложить основу будущей совместной жизни.
Особенно стоит отметить позитивное отношение СПЦ к миротворческой роли сил НАТО и представителей ООН. Такая позиция весьма отличается от той, которую занимают многие влиятельные иерархи Российской православной церкви и которая пропагандируется на страницах российской православной прессы. Так, президент Милошевич не услышал ни одного слова осуждения со стороны деятелей Российской церкви, а заявление Синода Сербской церкви о необходимости отставки Милошевича замалчивалось или прошло краткими сообщениями без комментариев.
Но невозможно, однако, долго скрывать те существенные стратегические расхождения между Российской церковью и некоторыми другими церквями мирового православия, которые постепенно, по различным поводам возникают в церковной международной жизни. Камнем преткновения в отношениях с Константинопольским патриархатом стала Эстонская церковь и отношение к экуменическому движению; в отношениях с Румынской церковью — Молдовские епархии и беспрецедентный визит Римского Папы в православную Румынию. А сейчас произошло так, что Сербская церковь выступила против политического деятеля, которого безоговорочно поддерживает Московский патриархат. Кажется, немного уменьшается влияние «Третьего Рима» — распад СССР не прошел бесследно для Российской православной церкви.