НАТО достигло своей цели в Югославии, но нужды в этой войне не было. Соглашение, которое под давлением подписал на прошлой неделе Милошевич, можно было заключить год назад без ужасов бомбардировок. Вместо того чтобы показать преимущества НАТО в новом мире, сложившемся после «холодной войны», кризис в Косово оголил недостатки в ряде приоритетов, которые определил для себя Альянс в начале 90-х годов. Первой ошибкой было решение лишить посткоммунистическую Россию полноправной роли в Европе. Война в Косово, в общем, и была вызвана этой ошибкой. Нежелание России поддержать резолюцию Совета безопасности, которая легализировала бы использование силы против Югославии после того, как прошлым летом Милошевич нарушил обещание прекратить репрессии против албанского населения, не определялось ее симпатией к Белграду.
Русских, как и Запад, разозлил его обман. Они считали, что могут использовать свое особое влияние, когда Борис Ельцин пригласил Милошевича на саммит в Москву в июне прошлого года (это был последний раз, когда югославский лидер осмелился оставить свою страну). Однако югославский лидер отказался от соглашения с Ельциным, как он это делал с кем-либо другим. Русские оказали сопротивление действиям НАТО по другим причинам. Они не хотели дать НАТО на следующее столетие карт-бланш действовать за пределами стран- членов Альянса и в обстоятельствах, выходивших за рамки самообороны. Они также были возмущены попытками НАТО окружить их, принимая все бывшие советские республики в программу «Партнерство во имя мира».
Когда НАТО запоздало начало понимать, что Россия имеет основания для опасений, зимой оно предложило Москве принять участие в натовских вооруженных силах освобождения Косово. Однако Альянс никогда не признавал, что русские могут как ровня участвовать в принятии решений или в контроле и командовании вооруженными силами. Унизительная старая формула — «голос без права вето» — использовалась, чтобы держать Россию в стороне. Это была вторая ошибка и, как можно было предвидеть, она до сих пор создает Москве проблемы. В вопросах, касающихся ядерной секретности, некоторые предостережения относительно россиян имеют смысл, однако натовское планирование вторжения в Косово никогда (мы надеемся) не предусматривало возможного использования ядерного оружия. Введение русских в совместное командование вооруженных сил по обеспечению мира было бы наилучшим доказательством того, что Запад хочет видеть Россию стратегическим партнером в постхолодном мире, а не держать ее под опекой в качестве «замороженного» государства, которому нужно помочь стать демократическим.
Если бы НАТО сделало это в прошлом году и настояло, чтобы миротворческие войска имели название, отличающееся от войск НАТО, то русские вошли бы в их командование. Эти вооруженные силы могли бы иметь мандат Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе или ООН. Не было гарантии, что Милошевич подчинился бы объединенному западно-русскому ультиматуму в прошлом году, однако если бы он отказался, Москва охотнее поддержала бы резолюцию Совета безопасности ООН, которая призывала к военному вторжению.
Несостоятельность НАТО полностью заручиться поддержкой России в течение почти всего прошлого года, в конечном счете, привела в феврале к ультиматуму НАТО без русских. К тому времени нарушения Милошевичем прав человека в Косово стали столь явными, что возникла потребность в силе, которая противостояла бы этому. И когда Милошевич отклонил соглашение в Рамбуйе, использование альянсом силы стало правомерным. Однако до этого могло бы и не дойти.
Третьей после 1989 года ошибкой стало отсутствие желания Европы уменьшить военную зависимость от США. Нынешнее решение — создать европейскую оборонную инициативу, которая обуславливается, главным образом, слабостью Клинтона в Косово, — запоздало на 10 лет.
Европа должна действовать без США и прекратить предоставлять Вашингтону «право вето». В конце концов, для НАТО пришло время практиковать демократические ценности в собственной организации, которая утверждает, что защищает их везде.