В ходе избирательной кампании и после нее широко обсуждался тезис о том, что в случае, если президентом Украины станет Виктор Ющенко, то основными внешнеполитическими ориентирами Украины станут Европейский Союз и НАТО. Зато отношениям с крупнейшим восточным соседом — Российской Федерацией — будет нанесен ощутимый удар, они значительно ухудшатся, в результате это может обернуться негативными последствиями для Украины, в частности в экономическом плане. Такие гипотезы были отнюдь не безосновательными, учитывая довольно откровенную поддержку Россией кандидата, который, в итоге, президентом Украины не стал. Кроме того, довольно прохладно российской стороной было воспринято посредничество европейских политиков в урегулировании ситуации во время оранжевой революции, положительно оцененной в Европе и скептически в России.
ГЕОМЕТРИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
Итак, формирование взвешенной внешней политики в пределах треугольника Украина — Россия — ЕС сегодня является довольно сложной задачей. Первые шаги к налаживанию послевыборных украинско-российских отношений были сделаны Виктором Ющенко во время визита в Москву, который стал его первым официальным визитом на должности Президента Украины. Назвав Россию «вечным стратегическим партнером Украины», Виктор Ющенко заявил о намерении развивать дружеские отношения с соседним государством и фактически не отказался от сотрудничества в рамках ЕЭП. В то же время, Президент подчеркивает приоритетность европейского курса Украины и намерен в случае успешного выполнения Плана действий Украина — ЕС начать переговоры о возможности предоставления Украине статуса кандидата на вступление в ЕС уже в конце 2007 года. Однако возможно ли параллельно реализовать две схемы интеграции? Как, развивая активное сотрудничество с ЕС, не повредить украинско-российским отношениям? Эти вопросы обсуждались на международной конференции «Украина, Европейский Союз, Россия: вызовы и возможности для новых отношений», организованной Институтом Восток-Запад совместно с украинскими и зарубежными партнерами.
Ведущей во время обсуждения стала мысль, высказанная министром иностранных дел Украины Борисом Тарасюком, о том, что «треугольник Украина — Россия — ЕС должен стать равнобедренным», то есть европейский и российский векторы должны быть равнозначными, отношения с ЕС и отношения с Россией должны развиваться активно и на партнерских принципах. Причем, по мнению господина Тарасюка, такие термины, как «внешнее влияние» или «двойные стандарты» в этих отношениях должны исчезнуть. Впрочем, министр иностранных дел не забыл отметить, что «новые отношения между Украиной и Европейским Союзом со временем однозначно потребуют пересмотра концепции «Расширенная Европа — новое соседство», в рамках которой развивается нынешнее сотрудничество с ЕС.
По словам министра иностранных дел, «общим знаменателем доверительного диалога и успешного сотрудничества трех стратегических партнеров на европейском континенте должны стать европейские демократические ценности. Все остальные категории — взаимовыгодное экономическое сотрудничество, стабильность, безопасность и процветание наших народов являются производными». Кроме того, заметив, что «предыдущая власть пыталась создавать виртуальную стабильность за счет демократии, называя это «специфическим украинским путем», господин Тарасюк отметил, что отныне «Украина пойдет по пути объединенной Европы». В результате Украина имеет шанс превратиться «во влиятельного субъекта европейской и региональной политики».
Среди возможностей сотрудничества в пределах «треугольника» на первое место министр поставил гуманитарное измерение сотрудничества. По его мнению, «Украина, Россия и другие европейские страны должны переосмыслить свою индивидуальную и коллективную историю, очистить ее от идеологических наслоений, стереотипов и даже откровенной лжи, которые нередко выступают сегодня неосознанной причиной недоразумений, обид и даже конфликтов». Кроме того, по словам господина Тарасюка, «избавленная от мифов реальная история Украины и России, возможно, поможет найти ответ на важный вопрос — что такое эта заветная и неуловимая европейская идентичность».
Неотъемлемой составляющей этой идентичности Борис Тарасюк считает и экономику — «цивилизованную, рыночную, социальную с прозрачными и всем понятными правилами игры». По его словам, «в интересах ЕС скорейшее предоставление Украине статуса страны с рыночной экономикой, а также вступление Украины и России в ВТО». Подчеркнув готовность Украины к сотрудничеству в построении международных транспортных коридоров и соответствующей инфраструктуры на территории Украины, господин Тарасюк отметил: «Мы приглашаем инвесторов и обещаем прозрачные и конкурентные правила игры. Общими усилиями мы способны восстановить Шелковый путь и «путь из варяг в греки».
Реальной возможностью для «треугольника» министр назвал «создание пространств свободной торговли Украина — ЕС и Украина — Россия или даже в рамках СНГ». Отвечая на вопрос, насколько реально воплощение параллельных моделей интеграции, Борис Тарасюк подчеркнул: «Вопрос «либо в ЕС и НАТО, либо к России» я не воспринимаю. Украина географически находится в Центрально-Восточной Европе, поэтому интересы Украины в первую очередь — в Европе. Но Украина имеет наибольшим соседом Российскую Федерацию, и это реальность. Итак, мы должны, интегрируясь в европейские и евроатлантические структуры, поддерживать дружеские, добрососедские, конструктивные отношения с Россией. Нельзя ставить вопрос «или... или», нужно говорить «и... и». Отвечая на вопрос «Дня», не будет ли такая политика новой разновидностью прежней политики многовекторности, господин Тарасюк отметил: «Все зависит от того, какой смысл вкладывать в понятие многовекторности. Развитие отношений с нашими партнерами в центральной и восточной Европе, в объединенной Европе отнюдь не должны противоречить нашим дружеским отношениям с Россией».
ДВЕ ВЕРШИНЫ ТРЕУГОЛЬНИКА: РОССИЯ, ЕВРОСОЮЗ
По поводу дружеских отношений с Российской Федерацией на фоне евроатлантических устремлений Украины исчерпывающий ответ дал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Украине Виктор Черномырдин: «Не вижу смысла в этих разговорах — кто куда идет, кто куда хочет — это выбор каждого. Все зависит не от того, что кто-то должен что-то решать в Брюсселе, Лондоне... Все наши вопросы решаются в Москве и в Киеве. Что имеется в виду? В первую очередь — уровень жизни, его следует поднять до тех стандартов, которые действуют на других континентах. Думаю, именно этого хочет сегодня и Украина. В результате мы не имеем права диктовать Украине, куда ей стремиться, куда идти — она сама делает свой выбор, уже сделала и будет делать».
Не опасается ли Россия будущей евроатлантической интеграции Украины? По словам Виктора Черномырдина, Россию «ничего не настораживает. Украинско-российские отношения всегда развивались нормально и будут развиваться. У нас нет проблем политических, нет проблем межгосударственных. У нас есть вопросы экономические, наши проблемы одинаковы — и мы будем этим заниматься. Мы можем и будем делать больше. О каком- то отдалении говорить не стоит. Для России ЕС является основным торговым партнером, и мы продолжаем развивать эти отношения. То же самое делает Украина, и правильно делает». Отвечая на вопрос «Дня», какими он видит новые отношения Украины и России, Виктор Черномырдин отметил: «О новой политике я ничего не знаю. И до визита Президента Украины, и после него, и после следующих визитов, и после следующих президентов всегда будет только так».
Позицию Европейского Союза на конференции представляла бывший министр иностранных дел Испании, председатель комитета по вопросам ЕС в испанском парламенте АНА ПАЛАСИО .Она согласилась высказать свое видение перспектив Украины в ЕС в комментарии «Дню»:
— Я полностью поддерживаю и согласна с рекомендациями, которые дал Европейский парламент Европейской комиссии и Совету Европы в отношении Украины. Их можно назвать определенным обобщением моей собственной позиции по поводу членства Украины в ЕС. Конкретнее — Европейский Союз заинтересован в стабильной, предсказуемой и полноценно демократической Украине. Как представитель Испании, я очень хорошо знаю, что Украина идет к этой стабильности и демократичности от авторитарного режима, а потому вы должны призвать и подготовить украинское общество к значительным самопожертвованиям ради дальнейшего развития. Однако для того, чтобы просить подобного самопожертвования, украинское руководство должно иметь очень четкую позицию, которая бы действовала, как магнит. Так, например, Европейский Союз, перспектива европейской интеграции очень хорошо сработали магнитом для Испании. И я думаю, что надежда на вступление в ЕС так же хорошо сработает и в Украине.
— Франция и Германия пока что не очень благосклонны к идее членства Украины в ЕС. А какова позиция Испании?
— К сожалению, должна отметить, что четко определенной позиции у Испании пока что нет из-за того, что Украина в нашей стране до сих пор была малоизвестна. Поэтому и позиция не могла сформироваться. Однако сейчас все изменилось — сегодня за Украиной очень пристально наблюдают, она вызвала значительный интерес. Поэтому воспользуйтесь этой возможностью сделать свою страну более известной, чтобы страны-члены ЕС таки смогли сформировать свою позицию.