Какой будет Россия во время второго срока Владимира Путина? Чего ожидать Украине от «нового» Путина? Предлагаем взгляд на «поствыборную» Россию Вячеслава ИГРУНОВА, директора Международного института гуманитарно-политических исследований, депутата трех созывов Государственной думы (1993 — 2003).
— Выборы в России отражают состояние российского общества: Путин получил ровно столько голосов, сколько и должен был получить. Что касается остальных кандидатов, то они тоже получили ту поддержку, на которую заслуживают. Сами выборы, действительно, проходили в недемократических условиях. Хотя даже если бы Путин самоустранился от выборов и дал возможность всем кандидатам агитировать за самих себя свободно, то результат практически был бы таким же. К сожалению, команда президента, как мне кажется, создала атмосферу, в которой пыталась минимизировать результат даже тех, кто ни на какой серьезный результат не мог рассчитывать. Это достигалось очень сильным давлением административного ресурса. Далеко не все кандидаты имели свободный доступ к эфиру, не могли даже свободно встречаться с избирателями. Нарушений, конечно, было множество. Поэтому я бы не стал считать эти выборы вполне демократическими. Но это не имеет никакого отношения к результату выборов. Результат адекватен.
— Что вы подразумеваете под аргументом «результат адекватен состоянию российского общества»?
— К моменту прихода к власти Путина народ истосковался по стабильности, очень много было ностальгии по прошлому при нежелании утрачивать достижения перемен. Такое состояние в литературе принято называть термидором. Вот такие термидорианские чаянья народа реализованы в Путине. С одной стороны, он проводит либерально-экономический курс, он сохранил — более или менее! — свободу прессы и, конечно же, он сохраняет свободу выезда за границу, что тоже немаловажно для граждан. В этом смысле, являясь представителем нового времени, он одновременно очень хорошо представляет прежние времена. Люди находят в нем «сильную руку», решительность, советский менталитет. Он очень хорошо вписался в ожидания граждан. Кроме того, Путину очень повезло: блестящая экономическая конъюнктура, высокие цены на энергоносители. При Путине растет благополучие граждан. Таким образом, ожидания населения не охлаждаются серьезными экономическими проблемами, а ничто другое не в состоянии поколебать власть Путина. В этом смысле он — блестящий политик, сумевший «оседлать» общественное мнение и сохранить популярность.
— Многие говорят о Путине-2 как о руководителе, который будет проводить довольно жесткую политику. Таким его видят и в России?
— Очевидно, мы увидим нового Путина. Говорить о том, что он станет жестким, я бы не стал, потому что достаточно много жестких решений Путин предпринял (или во всяком случае, государственная система при Путине) и в первый срок. Вопрос следует рассматривать с точки зрения конфигурации, рисунка правления Путина. Мне кажется, что он будет меньше уделять внимания либеральным моментам в своей политике. Это касается прежде всего экономики, но также вполне может относиться и общественных проблем. Путин будет больше сосредотачиваться на социальных проблемах. Для него будет важно не просто строить рыночное хозяйство, а социально ориентированную рыночную экономику. Он будет больше заботиться о массовых социальных гарантиях, нежели об индивидуальных правах — будь то права человека или в целом предпринимательства.
— Не приведет ли такое игнорирование свобод к изоляции России на мировой арене?
— Я бы не сказал, что здесь можно говорить об игнорировании свобод. Речь идет об уменьшении или снижении ценностей в глазах элиты индивидуальных свобод. На сегодняшний день в России продолжают работать суды, в которых иногда выигрываются иски к государству, все-таки существует более или менее свобода слова. Повторяю — более или менее, несмотря на очень сильный административный ресурс. И главное — сегодня любой человек может покинуть Россию, избавившись от того давления, которое ему не нравится. Государство старается все же предотвратить массовую миграцию элиты. Более того, я думаю, далеко не всем из окружения безразлично уважение прав человека. Но тем не менее ужесточение отношения к правам и свободам гражданина или, скажем так, к правам олигархов, которые они себе негласно завоевали, понятно, вызывает негативную реакцию Запада. Отношение к России со стороны Европы и Америки может стать более жестким. Но здесь проблема лежит в плоскости политического искусства как самого Путина, так и его внешнеполитического аппарата. Я думаю, что у президента есть много шансов при том курсе, который он избрал, остаться приемлемым в европейской политике деятелем.
— В какую сторону может измениться политика России на пространстве СНГ, в частности, по отношению к Украине?
— Здесь я вижу минимальное количество перемен. Это объясняется тем, что политика по отношению к Украине вполне определилась. Несмотря на некоторые инциденты (вроде острова Тузла) политика России к Украине будет оставаться устойчивой и доброжелательной. Украину будут рассматривать в качестве главного партнера на постсоветском пространстве. Постепенно Россия будет приобщать принципы в отношении Украины как партнер, а не как старший брат. К сожалению, эти реликты действительно еще существуют в нашей политики, что показала Тузла. Тем не менее, изменения произошли. Сегодня Россия хотела бы видеть в Украине надежного союзника. В этом смысле, думаю, курс на выработку партнерских отношений с Украиной продолжиться. Что касается постсоветского пространства, то Россия утрачивает свое влияние во многих регионах. Я думаю, максимум, что она сможет сделать, это выработать новую политику, чтобы жестко противостоять ее вытравливанию из этой сферы.