На 2002 год финансирование составляло 251 млн. гривен из госбюджета. Сейчас согласно лимитным назначениям недофинансировано более 30 млн. гривен. А на следующий год финансирование еще уменьшится — до 217 млн. гривен. «Это приводит к тому, что нужно пересмотреть сеть существования заведений культуры, — говорит Ю. Богуцкий. — Пытаемся зарабатывать средства для содержания своей отрасли, но культура никогда не сможет заработать их достаточно, чтобы обойтись без государственного финансирования».
Сегодня в этой сфере самая низкая зарплата: в культуре — 149 гривен, в искусстве — 260. Актер получает приблизительно 120 гривен. Общая же сумма задолженности растет и на первое августа уже составляет 1 млн. 387,2 тыс. гривен. Особенно это на себе ощущают Винницкая, Волынская, Ивано- Франковская, Сумская, Черниговская, Львовская, Кировоградская и Тернопольская области. Поэтому Министерство вместе с ЦК профсоюза работников культуры, комитетом по вопросам культуры и духовности и бюджетным комитетом Верховной Рады создали рабочую группу, чтобы в бюджете 2003 года предусмотреть повышение зарплаты работникам культуры в целом. Задолжали и перед киностудиями более 6 млн. гривен. «Я не против того, чтобы у нас существовало авторское кино. Но у нас нарушена диспропорция. В основном идет авторское кино. А оно носит элемент эксперимента, открытия и поиска нового киноязыка. Обществу нужно зрелище. Это — массовое кино, которое было бы популярно, вызвало чувство патриотизма, гордости через художественные образы», — говорит Богуцкий. Поэтому нужна реформа кино, потому что сейчас в Украине нет ни одного прибыльного проекта. «В кинематографии нужны не спонсоры, а инвесторы. На государственные деньги хорошего кино не будет» — считает министр.
«Хотя Министерство культуры и искусств Украины имеет небольшие объемы финансирования, все учебные заведения, которые подчинены Министерству, готовы к новому сезону», — заверил во время «прямой линии» Юрий Богуцкий. В системе министерства — свыше полторы тысячи учебных заведений разного уровня и форм подчинения. Из них четыре — средние специализированные министерские заведения, шестьдесят два колледжа культуры и искусств, одиннадцать высших учебных заведений третьего-четвертого уровня аккредитации (три из них — национальные). К заведениям третьего-четвертого уровня аккредитации на первый курс принято 5 тыс. 845 человек (половина из них — 2 тыс. 540 человек — на дневную форму обучения). Кроме того, учебные заведения обеспечены новыми учебными программами.
Также ставится вопрос, чтобы заповедник «София Киевская» был подчинен Министерству культуры и искусств Украины, а не Госстрою. Вскоре при Министерстве будет создана государственная служба охраны культурного наследия, которой будут подчинены все историко- культурные объекты. Сегодня в Украине есть объекты, которые внесены в перечень мирового культурного наследия ЮНЕСКО — кроме «Софии Киевской», это историческая часть Львова и Киево-Печерская Лавра. Сейчас готовятся документы еще на двоих претендентов — национальный заповедник «Херсонес Таврический» и историческую часть города Каменец-Подольского. Завершается разработка проектно- сметной документации относительно перестройки Национального художественного музея. Она будет произведена в несколько этапов. Первый этап — достройка корпуса на Институтской. Будут проведены ремонтно-реставрационные работы и на улице Грушевского. Рассчитан проект до 2020 года. Ожидается, что музей пополнят произведениями современного украинского искусства. Стоит вопрос экспонирования всемирно известной скифской пекторали, которая еще ни разу не бывала за границей. На нее уже есть приглашение от США, Франции, Германии и Японии. Это, по мнению министра, может дать значительные прибыли музею.
Понятно, что доходы от экспонирования пекторали не покроют всех расходов отечественной «культурной» сферы. Однако во время «прямой линии» министр продемонстрировал понимание необходимости поисков новых путей для разрешения неотложных проблем этой сферы. Чтобы следующий год стал в самом деле годом отечественной культуры.
КСТАТИ
Серые дни для довженковцев закончились?
За две недели до профессионального праздника кинематографистов, Дня украинского кино, Правительство Украины сделало им очень своевременный подарок — утвердило программу технического переоснащения Национальной киностудии художественных фильмов им. А. Довженко на период до 2004 года.
По словам генерального директора киностудии Николая Мащенко, это позволит создать современную базу производства кино- и видеофильмов в нашей стране, отвечающую мировым образцам. На эти цели собираются израсходовать 20 млн. грн., в частности 19,7 млн. грн. — из госбюджета.
У Николая Павловича на балансе огромное хозяйство: 1200 человек — от декораторов и костюмеров до операторов, режиссеров и актеров, 17 гектаров территории, 100 тысяч кв. м площадей. И за всем глаз да глаз нужен. Ведь с 1928 года (времени создания студии) в старых помещениях, многие их которых в аварийном состоянии, ни разу не делался капитальный ремонт. Срочно нужно переоснащать цеха звукозаписи, аппаратный комплекс и инженерные сети, которые не выдерживают никакой критики. Они не только не соответствуют современным нормам, но и правилам пожарной безопасности. В них опасно работать. Поэтому основная сумма средств будет выделена на техническое переоснащение цеха звукотехники, создания современного комплекса производства кино- и видеофильмов в цифровой системе «Долби-стерео» и около 2 млн. грн. пойдет на реконструкцию производственных помещений цеха звукотехники.
— Недавно вышел каталог «Украинское игровое кино 90-х» на CD, — рассказывает Сергей ТРЫМБАЧ, кинокритик, директор музея студии им. О. Довженко, заместитель генерального директора Национального центра Довженко. — Это 259 фильмов за десятилетие. За 1991—1992 гг. выпустили 130 (!) игровых картин, значительная часть которых снята на довженковской студии. У нее были разные периоды, взлеты и падения. Сейчас, к сожалению, экзотикой стало украинское кино. Наши дети и внуки его совсем не знают. Все перевернулось. Надо снова переворачивать пирамиду. Проблем в киноиндустрии — масса: от устаревшей техники до нехватки специалистов. Писатель может написать роман ручкой, и его произведение не станет хуже, чем если автор работал на компьютере, а кинематографист на старой технике не пробьется на мировой рынок. Я рад, что наконец появился свет в тоннеле и довженковцы получит нормальное оборудование.
По мнению руководства студии, техническое переоснащение повысит качество кинопродукции, сделает ее конкурентоспособной и не нужно будет пользоваться услугами киностудий других государств, таких, как Россия, Польша, Венгрия и Чехия. Это скажется на себестоимости продукции, позволит снизить прокатную стоимость фильмов и от этого выиграем мы — потенциальные зрители.