Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Мария из Кривачинец отметила свое столетие вместе с королевой Елизаветой

8 августа, 2000 - 00:00

В тот же день, когда вся Великобритания отмечала столетие королевы-матери, в живописном селе Кривачинце Волочиского района на Хмельнитчине чествовали Марию Довгань, ровесницу Елизаветы. Юбилярша из Кривачинец родилась на Марии Магдалины, 4 августа 1900 года в семье крестьянина. В период коллективизации ее отца объявили кулаком и отправили валить деревья в архангельских лесах.

«Юбилей ровесницы века не прошел мимо нашего внимания», — сообщил для «Дня» Василий Жека, заместитель председателя Волочиской райгосадминистрации. Сам председатель райгосадминистрации Виктор Коцемир вручил Марии Титусовне каравай из пшеницы нового урожая. Вместе с В.Коцемиром из Волочиска в Кривачинец прибыла бригада аматоров с концертной программой, местные телевизионщики. Председатель кривачинецкого сельхозтоварищества с ограниченной ответственностью «Дружба» Александр Терещенко привез на подворье юбилярши центнер ржи и столько же пшеницы, чтобы «у бабы было что на хлеб в мельнице смолоть».

На именинах бабы из крестьянского рода также были двое ее сыновей и дочь, шесть внуков, семь правнуков и две праправнучки. Все пили за ее здоровье, хорошо закусывали. Сама же Мария Титусовна выпила «стопочку» самогона. А о гастрономических вкусах своей ровесницы из Англии Мария, к сожалению, ничего не знает. И накануне Мария делала не монаршее дело. Взяла в руки серп и сжала почти сотку пшеницы на огороде за домом, потом в снопы повязала. Остальное дожала невестка Эмилия, жена ее младшего 67-летнего сына Станислава. Именно в их, Станислава и Эмилии, доме обрела на склоне лет тепло и уют Мария Довгань. Впрочем, и старший Бронислав, дочь Юзефа, невестка, зять, которые давно уже, как до недавнего времени говорили, на заслуженном отдыхе, находят время для общении со столетней мамочкой.

В отличие от монаршей ровесницы, Мария Титусовна помнит только тяжелый физический труд — на разных работах в колхозе «8 Марта», на своем огороде и у свиней, коровы, телят в хлеву у дома. Самый отдаленный населенный пункт, где ей приходилось бывать, — не за Ла-Маншем и даже не за пределами Хмельницкой области, а здесь, рядом. Это райцентр Волочиск. Но это отнюдь не значит, что ее миновали радости жизни. Когда еще молодкой была, удалось ей вылечить своего мужа Ивана, заболевшего тифом. Но, к сожалению, не спасли молитвы Ивана в сорок четвертом — где-то в Карпатах настигла вражеская пуля ее мужа.

Оставшись солдатской вдовой, во второй раз не искала личного счастья. Решительно указывала на дверь поклонникам и сватавшимся. «А у нас так: если любить, то до последнего дня. Не изменяем ни живым, ни мертвым», — объясняет бабушка. В Кривачинцах, где каждый обо всех знает без газет и электронных средств массовой информации, не помнят никаких скандалов в дружной и работящей семье Марии Титусовны.

...Вечереет. Пора прощаться. Бабушка сама провожает гостей до самого конца села. Оживленная, растроганная. На здоровье не жалуется. Только немного плохо слышит. Свою судьбу благодарит.

Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ