Ежедневно в Украине в результате дорожно-транспортных происшествий погибает 9 — 15 человек. Когда по инициативе МВД в 1996 — 1997 годах были внесены некоторые изменения в административное законодательство, предписывающие усилить ответственность тех, кто за рулем, на протяжении последующих пяти лет, несмотря на увеличение количества транспортных средств почти на полмиллиона, уровень аварийности уменьшался, констатирует статистика ГАИ. Когда же в апреле 2001 водителям сделали законодательное послабление (к примеру, передали право принятия решений судебным органам относительно недисциплинированных), не замедлила поползти вверх и «кривая» дорожно-транспортных происшествий — количество погибших за год увеличилось почти на 800, а травмированных — на 2 тысячи человек. Это сопоставимо с потерями в военном конфликте.
Посему, соответствующие органы решили более не экспериментировать и, как уже сообщал «День», не так давно Верховная Рада получила сразу два законопроекта по внесению изменений в админкодекс, коими предполагается наказывать нерадивых водителей более строго. На следующей неделе, отметил в четверг первый заместитель госсекретаря МВД Украины Михаил Корниенко, депутаты будут рассматривать оба варианта «ужесточений». А собравшиеся позавчера в стенах Министерства эксперты — юристы, судьи, «водители со стажем» — высказывали свое мнение, почему, собственно, эти меры необходимо принять.
Так, по словам судьи Броварского суда (Киевская обл.) Владимира Черкасова, суды, материально-техническое обеспечение и без того оставляет желать лучшего, получают в день по 100 — 200 материалов для рассмотрения относительно нарушений на дорогах. Естественно, нередко с ними не успевают — из приблизительно 4,5 млн. «дорожных дел» по Украине за год рассматривают менее двух третей. Уже не говоря о том, что зачастую нарушители в суд просто не являются, да и сумма взыскания (к примеру, штраф за проезд на красный свет может составить всего 8 гривен) явно не способствует росту сознательности водителей в дальнейшем. Из-за технической невозможности обеспечить принудительное взимание штрафов бюджет Украины теряет около 250 млн. грн., отмечают специалисты. Так что предлагаемая законопроектами идея вернуться к «традиции» рассмотрения большинства нарушений органами внутренних дел, и только в случае, если правонарушитель не соглашается с обвинением, передавать их в суд, воспринимается с воодушевлением. Единственное «но»: по мнению В. Черкасова, вопрос о конфискации транспортного средства следует решать исключительно через суд. Собственно говоря, напоминает специалист, дорожные правонарушения должны рассматриваться судами не общей юрисдикции, а административными. Но вот незадача — последние пока не введены в действие. Однако глава Союза юристов Украины Валерий Евдокимов обещает их создание к концу этого года. Он же считает, что предложение увеличить сумму штрафов в 4 — 20 раз (к примеру, за установление на транспортном средстве световых и звуковых сигнальных устройств с нарушением правил и норм — до 500 — 800 грн.) для некоторых нарушений — слишком мягкая мера. «Те, кто устанавливает подобные устройства, зачастую не знают, как в этом случае следует вести себя на дороге: в какой ряд становиться и т.д.», — говорит он. И выступает за то, чтобы в будущем сумма штрафов для таких случаев возросла до трех, а то и пяти тысяч гривен.
Законом также предусматриваются санкции за нарушение правил проезда больших габаритных и большегрузных транспортных средств автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными переездами, правил перевозки опасных веществ и предметов. Относительно последнего есть и трагический пример: как-то гаишнику, согласно действующим правилам, пришлось отпустить большегрузную машину с… лысой резиной. В результате машина перевернулась и содержимое контейнера — бром — был выплеснут на трассу: последствия ликвидировали два дня.
Само собой, ужесточатся взыскания с нетрезвых водителей, за вождение транспортного средства лицами, не имеющими на то разрешения или не предъявившими для проверки соответствующих документов, за то, что водитель оставил место происшествия, за нарушение ПДД, повлекшее за собой повреждение транспортных средств, грузов, дорог. Пешеходы за нарушения также будут наказываться строже. Органы внутренних дел смогут изымать удостоверение водителя и талон к нему (взамен будут выдавать временное разрешение). Возрастание «дорожных поборов» первый заместитель госсекретаря МВД Михаил Корниенко «исключает» — выплачиваться штрафы будут через банк.
«Неумение водителей не ездить на красный свет, а пешеходов — ходить на зеленый — проблема не только украинская. Однако во многих странах отдельные виды нарушений считаются преступлением, за которым может последовать наказание в виде исправительных работ. Или сумма штрафа в треть среднестатистической зарплаты. Только обеспечение неотвратимости наказания поможет исправить ситуацию на наших дорогах», — считает М. Корниенко. В Министерстве уверены: закон должен встретить понимание в стенах парламента — и не сомневаются в его быстром принятии. Во всяком случае, Минюст выводы уже сделал: законопроект соответствует Конституции, Кодексу об админнарушениях и другим законодательным актам.