Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Парад виртуозов

Нынешний конкурс «Горовиц-Дебют» стал настоящим прорывом
10 мая, 2011 - 20:00
МАРИЯ-ЛУИЗА ПЛЕШАКОВА (УКРАИНА) ПОЛУЧИЛА ПРИЗ «ЗА ЯРКУЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ» / ЦАО БОЛАЙ (КИТАЙ) — ЗОЛОТОЙ ПРИЗЕР «ГОРОВИЦ-ДЕБЮТА» (МЛАДШАЯ ГРУППА) ПОРАЗИЛ И СУДЕЙ, И ПУБЛИКУ УТОНЧЕННО-БЛАГОРОДНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ИСПОЛНЯЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ЭТАЛОННЫМ СОВЕРШЕНСТВОМ СВОЕЙ ИГРЫ ЭРИК ТКАЧЕНКО (УКРАИНА) ПОЛУЧИЛ РЯД НАГРАД В НОМИНАЦИЯХ «В» И «A» И ПРИЗ «ЛУЧШЕМУ КИЕВЛЯНИНУ»

«Украина ищет таланты», «Украина имеет талант» — эти слоганы в настоящее время у всех на слуху. Но, наверное, стоило бы добавить еще и такой — «Украина лелеет таланты», она их тщательным образом «выращивает», заботится о них с малых лет и постепенно, с течением времени, успешно выводит эти юные таланты на европейские и мировые орбиты искусства. В конечном итоге, идет речь об уникальном во многих отношениях Международном конкурсе пианистов памяти Владимира Горовица в категории «Горовиц-Дебют» и в младшей группе, который в девятый раз резонансно на днях прошел в Киеве. В этом году в нем принимали участие юные исполнители из 14 стран мира: Великобритании, Канады, Китая, Латвии, Молдовы, Германии, Польши, России, США, Украины, Франции, Швейцарии и Японии. Напомню, на мировой конкурсной арене «Горовиц-Дебют», как версия однотурного соревнования, впервые появился еще в 2000 году. Именно эта модель как можно лучше должна была отвечать перспективной идее организаторов конкурса. В первую очередь она предоставляет возможность распознать настоящий талант будущего виртуоза уже в юном возрасте. Ведь опекая юных пианистов смалу, постоянно сопровождая их в творческом росте, значительно легче выводить молодых артистов на звездную стезю мирового фортепианного исполнительства.

Конкурс памяти Владимира Горовица привлекает к себе внимание профессионалов-пианистов — учеников и преподавателей специализированных и школ искусств, педагогов музучилищ и профессоров музыкальных вузов из разных стран. В настоящее время в состав жюри входили: Валерий Козлов, профессор НМАУ им. П. И. Чайковского (председатель жюри), Валида Расулова-Сук, профессор школы музыки в Нью-Йорке (США), Грэхем Скотт, заведующий фортепианным отделом Королевского колледжа музыки (Великобритания), Барбара Щепанска, профессор Высшей школы им. Р. Шумана (Германия), Лев Шугом, народный артист Российской Федерации, ректор и профессор Саратовской консерватории им. Л. Собинова.

УКРАИНСКИЕ ИСПОЛНИТЕЛИ СТАЛИ ПЕРВЫМИ В КОМАНДНОМ ЗАЧЕТЕ

В этом году форум стал «прорывным» по многим параметрам. В первую очередь он засвидетельствовал громкий успех юных украинских исполнителей в «командном зачете»: в целом они получили в разных номинациях 17 наград! — наибольшее число в списке призеров. Возможно, среди этих «звездочек» за несколько лет мы заметим уже настоящих взрослых «звезд» на европейском или и даже мировом небосклоне: Никита Бурзаница, Эрик Ткаченко, Анна Наконечная, Николай Пушкарев, Мария-Луиза Плешакова, Екатерина Хомякова, Алексей Канке и другие. Это дало повод членам жюри с восторгом говорить об исключительной одаренности и мастерской подготовке украинских пианистов. Так, Валида Расулова-Сук отметила, что «Украина является особенной страной, где так много талантливых детей и «они растут как грибы».

А Грэхем Скотт сознался, что для него работа в составе жюри оставила неизгладимые впечатления от высокого мастерства, зрелости исполнительства, которые просто удивительные, учитывая юный возраст исполнителей. Барбара Щепанска заметила, что очень интересным и полезным было знакомство с малоизвестной (пока еще) фортепианной музыкой украинских композиторов. По-видимому, символично, что Приз Министерства культуры Украины «За исполнение произведения украинского композитора Мирослава Скорика — Концерт № 1» получил киевлянин Никита Бурзаница, а 6-летняя Цзан Сижань из Китая — самая младшая участница турнира, которой вручили приз «Надежда», — сыграла пьесу «Украинский танец» Михаила Степаненко.

В то же время настоящей «экспансией» в нынешнем соревновании стали блестящие победы представителей китайской и японских фортепианных школ в младшей группе. Цао Болай (Китай), золотой призер, поразил и судей и публику утонченной, благородной интерпретацией фортепианного Концерта В. А. Моцарта, феноменальным техническим совершенством во время исполнения супервиртуозной «Тарантеллы» Ф. Листа, эталонным совершенством игры. Тянь Юань Лю и Вань Инё (Китай) — обладатели 2-й и 3-й премий пленяли зрелостью эмоционального донесения образного содержания «взрослых», технически чрезвычайно сложных произведений Ф. Листа (Рапсодия № 12), К. Дебюсси («Фейерверк»), Р. Щедрина. Мацуда Канон, лауреат 3-й премии (Япония), которая является представительницей московской фортепианной школы, поразила всех собравшихся незаурядным темпераментом, покоряющей искренностью и блестящей виртуозностью игры, достойной самого В. Горовица.

Интересно, что на конкурсе работали и независимые эксперты — студенческое жюри, которое вручило свой приз юному швейцарскому пианисту Бюрки Симону.

КОНЦЕРТНЫЙ «БАРТЕР»

Жюри было единодушным и в высокой оценке организации и проведения конкурса: подчеркивались безукоризненность, слаженность всех звеньев сложного механизма, которым является этот престижный конкурс во главе с его неизменным генеральным директором Юрием Зильберманом. А европейский стандарт турнира показался наглядно и транслированием двух последних туров в режиме online в интернете.

Высокий креативный потенциал Конкурса каждый год подтверждается его новыми инициативами, которые образуют вокруг него мощное художественное энергетическое поле с выходами далеко за пределы Украины. Так, еще в 1998 году при нем была основана «Школа исполнительского мастерства», которая впоследствии стала называться Международной «Летней музыкальной академией». Собственно, и любимая киевлянами давнишняя традиция проведения концертных выступлений на летней площадке Центрального парка культуры и отдыха на склонах Днепра под открытым небом признательна своим возобновлением именно Конкурсу В. Горовица. Кросскультурний контекст этих мероприятий является чрезвычайно красноречивым: за время уже 13-ти Международных фестивалей «Киевские летние музыкальные вечера» состоялось около 350 концертов при участии 786 солистов и 166 коллективов из почти 30 стран. Именно многочисленные инициативы Конкурса стали в 2004 году самым убедительным аргументом в интересах утверждения его членства во Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов (WFIMC). И уже через год этой организацией была поддержана следующая инициатива Конкурса — проведение фестиваля «Виртуозы планеты», к участию в котором предлагалось приглашать лауреатов международных конкурсов — членов WFIMC. Наши юные победители активно включаются в общемировые культурные процессы, получая уникальную возможность гастролировать в разных уголках планеты. Своеобразный концертный «бартер» происходит между лауреатами Конкурса памяти Владимира Горовица и победителями многих мировых конкурсов, в частности в Дании, Нидерландах, Норвегии, Испании, Италии и др. Как утверждают международные эксперты, концерты фестиваля «Виртуозы планеты» принадлежат к числу самых престижных культурных акций в Украине.

— Наша страна сегодня является одной из ведущих конкурсных стран, — подчеркнул пианист, композитор, профессор НМАУ Михаил Степаненко. В настоящее время у нас проходят конкурсы, которые носят имена самых выдающихся фигур прошлого столетия — Николая Лысенко, Сергея Прокофьева, Святослава Рихтера, Василия Барвинского, Владимира Горовица. Для нас чрезвычайно важно, что Украина становится центром, притягивающим пианистов очень высокого профессионального уровня. Ведь сюда приезжают исполнители, которые нередко уже до того неоднократно получали лавры победителей во многих мировых соревнованиях. В то же время у нас стремятся «засветиться» не только пианисты взрослой группы, которые уже сформировались как зрелые исполнители и приобрели, так сказать, международный «звездный» статус. Для многих юных украинских талантов именно Конкурс памяти В. Горовица становится своеобразным трамплином на пути к вершинам мирового фортепианного исполнительства. В рамках этого многоэтапного по структуре соревнования постепенно раскрывается их исполнительский потенциал и пунктиром начерчивается четкая перспектива становления будущей артистической индивидуальности.

Наталия СЕМЕНЕНКО, кандидат искусствоведения. Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ