Вчера состоялось расширенное заседание коллегии Министерства здравоохранения, на которой обсуждалось состояние и перспективы развития фармацевтической промышленности в Украине. В нем принимали участие вице-премьер-министр Украины Владимир Семиноженко, представители Администрации Президента, депутаты и сотрудники НАН Украины. Этот год для украинской фармацевтической промышленности, безусловно, был богат событиями. Во-первых, был утвержден Национальный список жизненно важных лекарственных средств и изделий, который «дает возможность при лечении больных совершать более рациональный подбор и применять медикаменты по принципу эффективности, безопасности и низкой цены», а во-вторых, принята Государственная Фармакопея — своеобразная «лекарственная» конституция, которая включает в себя перечень требований к производимой в Украине фармацевтической продукции, а также методики анализа лекарственных препаратов. А кроме этого, уже полгода Верховная Рада Украины не может рассмотреть проект закона «О внесении изменений в закон Украины о лекарственных препаратах».
В итоге, представители министерств с уверенностью утверждают, что основные показатели развития фармацевтической промышленности Украины, во всяком случае их статистический аспект, довольно оптимистичен. К примеру, только за 11 месяцев этого года объем производства на медицинских предприятиях, сравнительно с аналогичным периодом 2000 года, возрос на 17,2%, а экспорт украинских лекарств в этом году превзошел объем прошлогоднего на 24,5%. Кроме этого, расширяются ряды производителей фармпродукции в стране, хотя основными центрами производства лекарств по-прежнему остаются Киев, Харьков и Львов. Все же несмотря на очевидный прогресс, соотношение на украинском рынке импортное-отечественное остается один к одному, изменение которого в сторону «родного», по словам Владимира Семиноженко в ближайшее время не предвидится. По его мнению, эта отрасль требует объединения усилий медиков и экономистов, и подчеркнул необходимость применения такого направления, как экономика здоровья (о ней, кстати, говорилось и на научно-практической конференции «Социополис в Украине: технологии практического построения»).
Если же говорить об экономике, то бюджетные средства, брошенные на эту отрасль в Украине на год, равны бюджету одной такой компании, как Гедеон Рихтер, а затраты на медикаменты на одного человека в год в Украине составляют 12 долларов (для сравнения: в Чехии — 94, а в США — 319). По словам директора института микробиологии и вирусологии им. Д. Заболотного НАН Украины академика Валерия Смирнова, сотрудниками были проданы на запад уже 10 лицензий на производство оригинальных препаратов, поскольку на это в Украине не хватает ни оборудования, ни средств. Чтобы отечественное лекарство хоть каким-то образом вписывалось в контекст зарубежных, необходимо применение на всех фармпредприятиях международного стандарта GMP, который обеспечивает надлежащий контроль уже в процессе «рождения» лекарства, а также и гарантию однородности всей выпускаемой серии. Это позволяет несколько смягчить контроль за уже готовыми лекарствами. На сегодняшний день этот механизм в стране отсутствует, что препятствует развитию производства отечественных оригинальных препаратов, в результате чего украинское фармпроизводство «выезжает» лишь на генериках. Кроме этого, 10% продукции на отечественном рынке является фальсифицированной, что, по словам директоров Фармацевтических компаний, приводит к тому, что они просто перестают выпускать то или иное лекарство. По словам главы ассоциации фармацевтических дистрибьюторов Михаила Пасичника, в Украине сложилась такая ситуация, что производитель, по сути, не отвечает за свою продукцию, «поскольку лекарственные препараты продаются в подземных переходах рядом с водкой и сигаретами, что уже само собой исключает вопросы о его сроке годности и условиях хранения».
Для того, чтобы лекарства были доступными каждому, рассматривается предложение о том, чтобы снизить торговую наценку аптек до 10%, что вызывает недовольство со стороны Украинской организации работодателей медицинской и микробиологической промышленности. По словам ее директора Валерия Печаева, это повлечет за собой то, что предприятия будут работать себе в убыток, в то время как необходимо вложить деньги в закупку оборудования, которое позволило бы применять международные стандарты при производстве препаратов. Также создана и благодарная почва для оккупации фармацевтического рынка представительствами иностранных компаний, поскольку отсутствует развитая система кредитования.
Получается, что проблема дефицита лекарств, которая была характерна для советских времен, трансформировалась в проблему качества и доступности, а отечественное лекарственное производство все же еще очень далеко от эпохи Ренессанса.