Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Родная сторона под взглядом Рапопортов

10 июля, 2009 - 19:48

Семья, клан, династия — не важно, как это называется. Как правило, время выбирает определения. Но аура семьи, продолжение профессии из поколения в поколение, не по принципу приспособляемости к этому миру, а по велению души, по складу мироощущения, — дарит в итоге человечеству открытия, книги, музыку, картины. И все мы, попадая в истинный мир искусства, получаем мощный заряд духовности, толерантности, любви и красоты.

Именно семья приложила максимум усилий для появления этих двух удивительных изданий — авторства Бориса Рапопорта и Любы Рапопорт. Это не каталоги в чистом виде, хотя живописных работ, рисунков, набросков там предостаточно. Не мемуары, хотя воспоминаний, искренних суждений, личных писем там немало. И «датским» изданием эти книги не назовешь, несмотря на то, что добрые высказывания коллег, искусствоведов и друзей там присутствуют.

Имена и отца — Бориса Рапопорта, и дочери — Любы хорошо известны не только среди профессиональных ценителей живописи (хотя и видение мира, и творческие манеры у них абсолютно разные), но и среди любителей и собирателей этого вида искусства. Работы этих художников хранятся в музеях и частных коллекциях не только Украины, но далеко за пределами родной стороны.

Пейзажи Бориса Рапопорта полны прозрачного воздуха, света и позитива, даже если на них мрачноватая поздняя осень.

Известный, тонкий и умный искусствовед Дмитрий Горбачев так вспоминает в книге свои первые впечатления от знакомства с работами художника: «Впервые я услышал имя Бориса Рапопорта в 1959 году, когда начал работать в Музее украинского искусства. Экспозиция, по нынешним меркам, была достаточно бедной — нельзя было выставлять иконы, парсуны, работы 20—30-х годов. Превалировали картины официозные, например, «Щорс на приеме у Ленина». Щорс никогда не был на приеме у Ленина, а картину намалевали. Во всех работах, даже очень талантливых художников, присутствовал дух официоза. Искусственный, натужный оптимизм, будто существует повинность радости. И висела работа Бориса Рапопорта. Небольшой пейзаж, напрочь лишенный тех самых официозно-социалистических черт... Она была более культурна, чувствовалась европейская традиция, знакомство с барбизонцами, которое не резало глаз, но ощущалось. Так что еще тогда я обозначил для себя Бориса Рапопорта как художника высокого уровня».

Из воспоминаний, писем, откликов друзей складывается мозаичная картина непростой, но полной творчества, любви, уважения к семейным ценностям, и, в общем, радостной жизни.

Книга Бориса Рапопорта издана в киевском издательстве «Оптима» — профессионально и с большим пиететом по отношению к автору картин и воспоминаний. Картины и рисунки подобраны так, чтобы обладатель книги смог в ретроспективе проследить и творческую, и бытовую стороны жизни художника.

Легкая и одновременно насыщенная живопись Любы Рапопорт «по-рембрантовски психологизированная и одновременно остро экспрессивная, как у Сутина», по определению того же Дмитрия Горбачева, интеллектуальна, полна мягкой иронии, остроты восприятия окружающего мира и беспредельной любви к людям. Несмотря на их многочисленные недостатки.

В первой части книги впервые обнародованы вербальные воспоминания, зарисовки и размышления Любы Рапопорт. Их немного, но легкость изложения, смысловая наполненность и нестандартное восприятие жизни открывают нам художницу с незнакомой стороны. Доверительность подобного подхода к созданию книги словно вводит ее обладателей в живой круг общения с художницей, и от нас зависит, оправдаем ли мы этот аванс доверия. И мы вместе с Любой понимаем: «К красоте нельзя привыкнуть. Читая полюбившиеся поэтические строки, перелистывая альбом полюбившегося художника, глядя в окно и наблюдая за метаморфозами природы, игрой света и тени, все это каждый раз переживаешь заново. Но такие же сильные чувства, только с обратным, отрицательным воздействием на душу, может вызвать и уродство»...

Книга Любы Рапопорт увидела свет благодаря издательству ВХ(студіо), при поддержке Национального художественного музея Украины. И купить оба эти издания можно только на раскладках в этом музее. А в скором времени в его залах будет открыта персональная выставка Любы Рапопорт.

Светлана АГРЕСТ-КОРОТКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ