Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Старосветская любовь» в Киеве нашла отклик

11 марта, 2000 - 00:00

Эта премьера была одной из самых долгожданных в нынешнем сезоне в российских театрах и многообещающей. Здесь сошлось все. Известный, талантливый и непродажный режиссер Валерий Фокин, которому органически чужда пошлость и дешевый успех. Не случайно он не приемлет антрепризу в той форме, которая в большинстве случаев существует сегодня в России: быстро, дешево, с одним желанием поскорее заработать, а значит — любой ценой ублажить публику. Не приемлет, а за этот спектакль взялся. Во-первых, потому что Гоголь, признался режиссер, хотя в его биографии это уже девятое обращение к творчеству Николая Васильевича. Во-вторых, актеры — Лия Ахеджакова и Богдан Ступка — вызывали огромное желание с ними работать. Зрители же жаждали увидеть этот дуэт в «Старосветских помещиках», предвкушая много смеха и идиллическое умиление, вспоминая лишь об одной грани дарований двух больших артистов — гротескной. При этом совсем не бралось во внимание, что спектакль — не инсценировка повести Николая Гоголя, а поставлен он по авторской пьесе Николая Коляды, написанной по мотивам «Старосветских помещиков». И называется спектакль «Старосветская любовь». И он действительно о любви. Любви пронзительной, большой и, если хотите, трагической. Любви Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича. Любви автора — Николая Гоголя — к своим героям, который выведен одним из персонажей пьесы. Любви оказалось так много, не снисходительной и сюсюкающей, а ясной и всепоглощающей, что современный зритель оказался к ней не готовым в большинстве своем. Вот если бы актеры, со свойственным им блеском и юмором, ерничали, насмешничали над патриархальными старичками — тогда да, самое то. А тут — философские размышления, грусть об утерянных нами простых жизненных ценностях и огромное сочувствие, которое вызывают герои Ахеджаковой и Ступки.

Уж не это ли вызвало с трудом скрываемое раздражение московской прессы, которая с подлинным сладострастием описывала как публика дружными рядами, включая и представителей Альфа-банка, который финансировал проект, покидала зал (о московской премьере «Старосветской любви» «День» рассказывал в номере за 17. 02). Как бы там ни было, Киев воспринял спектакль на «ура»: в течение двух дней в театре им. И. Франко, где показывали «Любовь», — аншлаг. Масса цветов и долгие овации в финале.

Можно, конечно, по-разному объяснить столь разное восприятие спектакля в двух столицах. Возможно, москвичи просто не были готовы увидеть не легкое антрепризное действо, а серьезный спектакль, требующий не менее серьезной ответной реакции. Возможно, вызывало некоторое раздражение появление в нем Богдана Ступки, дескать, что у нас своих звезд мало. Но как пояснил, не лукавя, продюсер «Старосветской любви» Ефим Спектор, этот выбор объясняется просто: в российском театре много хороших актеров, но — мало «первачей», таких какими были Борисов, Смоктуновский, Лебедев. А Ступка — именно «первач». Но мне кажется, причина в ином. Как сказал Валерий Фокин, Гоголь — очень хитрый, когда ты думаешь, что все о нем знаешь, он начинает мстить. Автор пьесы, режиссер, актеры попытались перечитать Гоголя заново. Когда к этому готовы и зрители, то все получается.

Анна ШЕРЕМЕТ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ