Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Деньги — «вниз»!

Владимир ГРОЙСМАН — о том, как правительство собирается возвращать украинской общественности «магдебургское право»
23 апреля, 2014 - 12:15
ФОТО ИЗ АРХИВА "Дня"

Среди 35 документов, которые планируется разработать и ввести в действие согласно Программе деятельности украинского правительства, довольно скромное 26-е место отведено законопроекту о самоуправлении (новая редакция). Но время все расставляет на свои места. Не минуло и двух месяцев после принятия этой программы, а реформа самоуправления стала одной из самых главных тем в украинском обществе. Именно на нее опираются нынешние правители государства, призывая граждан к миру и согласию, к сопротивлению захватчикам и сепаратистам. А отвечает в правительстве за эту реформу бывший мэр Винницы, а сейчас вице-премьер-министр — министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Гройсман. «День» встретился с ним, чтобы поговорить об изменениях, которые должна обеспечить украинцам реформа самоуправления в стране.

Чем отличается предложенная вами и одобренная правительством концепция административной реформы от того, что предлагают кандидаты в президенты Симоненко и Добкин, которые тоже отстаивают идею передачи полномочий из центра на места?

— Наша концепция базируется на Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Украиной, и лучшем опыте Польши. В ней мы говорим о трехуровневой системе, где базовым уровнем является общественность. И именно на ее уровень, органам, избранным людьми, мы передаем полномочия, забирая их у центральных государственных органов. Общественности, вернее в бюджеты развития территориальных общин, мы передаем и средства в виде действующих сегодня местных налогов и сборов, а также части таких общенациональных налогов, как налог на доходы граждан и на прибыли предприятий. На уровне области будут образованы исполнительные комитеты — избранные народом, а не назначенные из Киева. И то же самое — на уровне района. Мы ликвидируем государственные администрации как исполнительные структуры. В городах будут созданы префектуры, местные государственные представительства. Их руководители будут осуществлять две функции. Это координация тех государственных структур в регионе, которые представляют, например, МЧС, Минэкологии, МВД. Это также наблюдательная функция за соблюдением законодательства и Конституции Украины на соответствующей территории.

Что предлагают названные вами кандидаты в президенты, я, откровенно говоря, глубоко не знаю. В общих чертах можно сказать, что ими предлагается сосредоточить власть и финансы в регионах. Мы же, повторяю, хотим передать власть именно общественности — в села, поселки, города. Здесь останется максимум денег и максимум полномочий. Дальше идет уровень района. Там избирается районный совет, председатель райсовета и председатель его исполкома. Здесь меньше денег и меньше полномочий. На третьем, областном, уровне такая же ситуация. Но там остаются такие важные направления работы, как региональное развитие, управление региональными процессами, объединяющими общественность.

Если вы передаете общественности самые большие части получаемых налогов, то что остается для работы двум другим уровням?

— Там есть своя система финансирования и распределения. В настоящий момент мы работаем с лучшими польскими специалистами, которые имеют теоретический и практический опыт проведения реформы, над моделированием необходимых пропорций в соответствии с полномочиями — сколько и на каком местном уровне оставлять налогов. Сейчас я еще не могу конкретно назвать, кто сколько получит. Но уверен, что финансирование будет адекватным к полномочиям.

Общественность не будет потом вынуждена подкармливать районный и областной уровень?

— Нет. Есть еще и общенациональные налоги. Их нужно распределять не сверху вниз, а снизу к высшим уровням государственного управления вплоть до центра. Ему остаются такие функции, как оборона, внутренняя и внешняя политика, безопасность, государственная региональная политика. Реформа самоуправления включает и налоговую реформу, но это уже другая тема. А главное здесь то, что, оставляя на уровне общин часть налогов, мы добиваемся того, что они, общины, подключаются к процессу экономического роста, становятся заинтересованными в том, чтобы предприятия работали в реальной светлой экономике и больше зарабатывали. Это отразится и на уровне заработной платы в общинах, и на пенсионном обеспечении граждан. Здесь все взаимоувязывается, и мы надеемся на хороший результат.

Предыдущая власть проводила так называемую медицинскую реформу и реформу образования. И граждане протестовали против закрытия больниц и школ. Административная реформа тоже, по-видимому, будет пересматривать границы общин, чтобы укрепить их экономически. Это может далеко не всем понравиться. Какие аргументы вы подготовили для тех, кто будет против?

— Новое законодательство позволит общинам быть успешными. Для этого мы даем им финансовые инструменты, инструменты в виде полномочий, а также инструменты в виде объединения усилий, конечно, на добровольных началах. В пакете законов о самоуправлении есть законопроект об объединении, который позволяет общинам увеличиваться. В этом случае они будут иметь больше средств, больше возможностей для решения местных проблем. А мы именно этого и добиваемся. Школа, дошкольное заведение, культура, здравоохранение первичного уровня и т.п. Со всем этим община сама будет определяться. Если она хочет больше возможностей, то может вступать в те или иные объединения с соседями, но, повторяю, только на добровольной основе — мы не должны навязывать из Киева никаких решений. Есть еще и законопроект, который предусматривает сотрудничество общин в решении тех или иных вопросов — например, в сфере транспорта или медицины и т.п. Кстати, общины будут отвечать за первичный уровень здравоохранения, районы — за вторичный, области — за третичный.

Зайдя в министерство, вы почти сразу предложили провести аудит всех его программ, которые осуществлялись ранее. Что уже сделано и выявлено? Какие программы будут осуществляться при вашем руководстве?

— Проанализировав то, что делалось до нас, мы увидели, что без децентрализации и укрепления самоуправления реформы ЖКХ успешными не будут никогда. Об этом свидетельствует весь наш двадцатилетний опыт. Была ли за это время реализована хоть одна общегосударственная программа, которая бы позволила системно решить какую-то важную проблему? Это говорит не только о том, что эти программы были неэффективными. Просто при жестко централизованной системе управления у них с самого начала не было никакого шанса. Моя как вице-премьера и министра задача заключается не в том, чтобы накапливать программы и насаждать их решениями министерства, а в том, чтобы децентрализовать средства и передать их общинам. Они сами могут определиться, что им нужно в первую очередь делать — отремонтировать и утеплить садики, построить котельную или заменить дырявую теплотрассу. Они сами будут это решать, а мы — только помогать.

Правда, остаются элементы региональной политики — нужно выравнивать диспропорции даже в рамках района. Одни общины сильнее, другие — более слабые. И здесь уже исполкомам областных советов придется помогать. Мы имеем сегодня миллионные программы международных финансовых организаций, и они готовы уделить нам еще больше внимания. Можем консолидировать и другие ресурсы, которые позволят решать такие вопросы. А централизовано все это сделать в Украине, я убежден, нельзя.

Правительство ждет от вас как от вице-премьера результатов по админреформе. Но людям все же необходимо в первую очередь нечто иное: разумные тарифы ЖКХ, дешевые квартиры для детей, которые создают новые семьи, качественная питьевая вода, нормальное отопление. Кое-кто говорит, что в большинстве проблем ЖКХ виноваты ЖЭКи. Обеспечат ли все это управляющие компании, которые придут им на смену?

— Мы предлагаем жителям: выбирайте формы обслуживания своего дома. Это могут быть, как и ранее, ЖЭК или частная управляющая компания, самообслуживание или ОВМД, которое будет нанимать тех, кто может предоставлять лучшие и самые дешевые услуги на рыночных принципах. Мы хотим все это дерегулировать и уничтожить искусственные монополии, потому что они убивают качество услуг и обостряют проблемы, в частности в жилищном хозяйстве. Мы работаем над рядом законодательных инициатив, которые в ближайшее время будем вносить на рассмотрение правительства и парламента. Я хочу подчеркнуть: пока буду работать в правительстве, никогда не буду заниматься тем, чтобы предлагать что-то под кого-то. Буду продуцировать решения, которые позволяют на системном уровне решать проблемы и реально будут работать.

На недавней пресс-конференции, отвечая на мой вопрос, вы сказали, что собираетесь в ближайшие дни на восток. Я знаю, вы там уже были. Удалось ли кого-то в чем-то убедить?

— Хочу от себя лично и от правительства сказать, что среди обычных людей я не увидел там врагов. Заверяю: и правительство Украины не враг представителям Донецка и луганчанам. Мы уважаем их ценности, стремление людей на Востоке страны жить лучше. Думаю, сегодня особенно жители Востока чувствуют измену тех, кому они доверяли, кого избирали и постоянно поддерживали. На самом же деле, прикрываясь красивыми лозунгами, их просто грабили. Люди возмущены и, безусловно, правы. Другое дело, что мы сейчас живем в условиях военной агрессии со стороны Российской Федерации. Захватчики играют на эмоциях обманутых, ограбленных и покинутых людей. Моральное состояние жителей Востока в этих условиях не трудно понять.

По вашему мнению, возможно ли сейчас приостановить антитеррористическую операцию?

— Вы, вероятно, понимаете, что ответ на этот вопрос не сфера моей компетенции, хотя я всегда за мир во всем мире. Самое важное для меня — это мир и покой для каждого человека. Но если с любой стороны используется оружие и есть информация о том, что на территории Украины действуют диверсионные группы другого государства, то правоохранительная система должна реагировать. Каким образом, это уже должны определять специалисты. Но самое главное, чтобы при этом, независимо от того, в чьих руках оружие, не пострадал ни один мирный человек. Я бы предложил абсолютно всем: уже завтра сложить оружие, разойтись в разные стороны, выбрать авторитетных переговорщиков, которые имеют общественную поддержку и не сотрудничают с различными секретными службами, и сесть за круглый стол. Давайте разговаривать! Говорите, что вам нужно, какой вы хотите помощи, как сделать, чтобы каждый чувствовал себя защищенным... И что нужно сделать, чтобы ни в одном нашем регионе не было царей, как был Янукович? Все это нужно обсуждать. И не надо думать, что под зонтиком другой страны кому-то будет лучше... Нам нужно сохранять унитарность нашей страны, а разговоры о разъединении, расколе и т.п. ни для кого из нас не приемлемы. Не этим путем нужно идти в ХХІ веке. Поэтому позиция правительства: диалог — да, понимание — да, широкая дискуссия — пожалуйста, призывы к насилию — нет!

Как считают в правительстве, опасность срыва президентских выборов в Украине существует?

— Такие желания есть, и мы о них знаем. Но я лично считаю, что никто не имеет права отобрать у украинцев их неотъемлемое право свободного демократического выбора, и мы не позволим этого сделать.

Когда, по вашему мнению, в Украине нужно провести парламентские выборы, реально ли это и что перед этим нужно сделать? Поддерживаете ли вы идею открытых списков и отказа от проходного барьера?

— Я думаю, что какой-то проходной барьер (с точки зрения возможности образования парламентской коалиции) должен быть. А открытые списки оправданы, поскольку люди будут голосовать не только за партию, но и за нее и за лучшего ее, по их мнению, представителя, который вызывает самое большое доверие. Такая система имеет право на жизнь.

Каковы ваши собственные политические амбиции? Не хотите ли работать в парламенте и не мечтаете ли стать когда-нибудь премьер-министром?

— Не хочу. Более того, я никогда не планировал быть вице-премьером. Я пришел в правительство, чтобы осуществить системную реформу, в которую я верю. Изменение системы управления государством принесет успех каждой украинской семье. Об этом я мечтаю и готов служить этой цели, а должность — это просто инструмент для ее достижения.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ