Государство потеряло — «в первой инстанции» — контроль над крупнейшим горнообогатительным комбинатом страны. 29 января состоялось собрание акционеров Ингулецкого ГОКа, на котором была утверждена дополнительная эмиссия акций на сумму 45 миллионов гривен. В итоге государственный пакет был размыт с 50% + 1 акция до 38%. По сути, это означает утрату государством возможности какого-либо влияния на предприятие. Важнейшая сырьевая база для украинской металлургической промышленности стала жертвой частного поглощения. Причем произошло это при полнейшем попустительстве Фонда госимущества и других органов, якобы защищающих интересы государства.
ИнГОК является крупнейшим в Украине производителем железорудного концентрата. Его потребителями являются практически все крупнейшие металлургические предприятия. Стоит отметить, что металлургия дает до 40% валютной выручки, поступающей в украинскую экономику, и составляет треть промышленного потенциала страны. В связи с тем, что контроль над Ингулецким ГОКом перешел к фирмам, за которыми стоит российский капитал, уместно говорить о болезненном ударе по национальной безопасности Украины.
На собрании акционеров 29 января были зарегистрированы владельцы 62% акций. Представители Фонда госимущества на празднование своего поражения не явились. Но и без них мероприятие прошло очень эффектно. Акционеры утвердили изменения в устав ОАО и приняли решение сменить регистратора. Теперь если Фонд госимущества даже выиграет очередное судебное разбирательство с целью признания теневой приватизации недействительной, ему будет весьма непросто вернуть акции государству. Можно не сомневаться, что акции ИнГОКа будут надежно распорошены между оффшорными фирмами, зарегистрированными на островах с диковинными названиями.
Председатель ФГИ Михаил Чечетов заявил о намерении обжаловать итоги последнего собрания акционеров ИнГОКа через суд. Он уверяет, что добьется отмены дополнительной эмиссии акций. Заявление это выглядит оптимистично. И не потому, что теневая приватизация была юридически подготовлена. Просто когда речь идет о возможности купить Фемиду, то потенциал российского нефтегиганта выглядит как-то помощней любого государственного ведомства. За день до собрания акционеров, 28 января, государственный «Укррудпром» каким-то чудом успел добиться запрета со стороны Хозяйственного суда Киева на проведение собрания акционеров ИнГОКа. Но в тот же день, еще более чудесным образом, Голосеевский суд Киева по иску гражданина, пожелавшего остаться неизвестным, запретил «Укррудпрому» и Госкомиссии по ценным бумагам препятствовать проведению собрания.
Вне всяких сомнений, дальнейшие судебные иски со стороны государственных органов обречены на подобные контратаки. Судьи в нашей стране бедны и несчастны, и участие в таких конфликтах для них — как выигрыш в лотерее. Кто в ответе за превращение Фемиды в богиню беспредела, сразу и не скажешь. В Украине создана Судебная администрация, которая изначально была призвана сделать суды более независимыми от других ветвей власти. Но на деле оказалось, что ни исполнительная, ни законодательная власть, ни, тем более, губернаторы не являются сторонниками этой красивой идеи. Все с удовольствием «пользуются» судами то по старшинству, то без очереди. Если, конечно, им это разрешают делать те, чьи кошельки заказывают музыку. Даже если это музыка бывшего гимна СССР — это уже мало кого страшит.
Первая победа российского капитала в борьбе за ИнГОК стала хлесткой пощечиной лидерам донецкой промышленно- финансовой группы. Именно она через своих представителей в государственных органах старалась помешать попытке теневой приватизации. Но, как оказалось, даже в самых крупных груженных железнодорожных составах встречается «порожняк». Возможно, эта история еще не закончена, и корпоративная война продолжится с применением ранее невиданного «оружия». Хотя и в нынешнем виде сценарий впечатляет.