В галактике мировых брендов есть, оказывается, место и для украинских торговых марок. Вот только дороги туда мы, похоже, еще не знаем. Во всяком случае она не описана в политике государства и тем более не вошла в будничную философию наших предпринимателей. Даже национальная программа развития бренда «Украина» до сих пор не родилась. А вот Coca-Cola имеет только за один лишь свой бренд минимум $74 миллиарда, а Майкрософт — $70 миллиардов. И этот факт, скорее, подталкивал к активным действиям, чем огорчал участников совещания «Отечественные торговые марки. Проблемы и перспективы», собравшихся в Украинском фонде поддержки предпринимательства.
Самым модным бизнесом было признано в прошлом году создание франчайзинговых сетей и брендов. Потому что затрат на требовалось сравнительно мало, а рентабельность исчислялась в тысячах процентов. И получалось, что этот самый бренд далеко не во всем соответствует сухой формулировке (хорошо известная потребителям «раскрученная» торговая марка, завоевавшая определенную долю рынка), выведенной президентом Гильдии брендов Владимиром Спиваковским.
По его словам, самым известным в мире отечественным брендом до сих пор остается Чернобыль. На нем, как считает глава гильдии, Украина уже заработала $12 миллиардов инвестиций. И это еще не предел. Потому что в свое время Япония на ликвидацию последствий бомбардировок Хиросимы и Нагасаки получила $300 миллиардов.
Однако брендами во всем мире принято гордиться, так что упаси нас Бог и дальше продуцировать что-то подобное. Ведь в Украине есть масса других вещей, заслуживающих внимание. Спиваковский уверен, что среди них — украинская горилка. Мол, алкогольная продукция в мире делится не на Нимиров, Смирнофф, Мягков и Гетьман. Знают то как раз японскую саке, мексиканскую текилу, французский коньяк, кубинский ром, русскую водку. «Все они по сорок градусов, и наша горилка им ничуть не уступает. Как продукт достаточно высокого качества, она могла бы иметь успех, — утверждает Спиваковский и добавляет на последующие места в своем рейтинге потенциальных украинских брендов ракеты, радары и самолеты. По его мнению, чтобы создать отечественные бренды необходимо лишь все это правильно преподнести мировой общественности.
Но в Украине этому внимания не уделяется. А, между прочим, по словам главы гильдии, в недалеком прошлом Нигерия, рассказав о своих позитивах в Файнэншнл Таймс за $800 тысяч получила $3 миллиарда венчурных инвестиций. И этих бешеных рисковых денег, которых, по мнению специалистов, крутится в мире порядка $300 миллиардов, осталось еще достаточно. Но перепадет ли часть из них Украине, будет зависеть только от ее внутреннего настроя. Украинские спецы по брендам надеются, что после выборов в стране займутся своим слегка подмоченным в последнее время имиджем.
Пока же, как считает Спиваковский, отсутствие брендов тормозит вступление Украины в Евросоюз и ВТО, где у нее придирчиво спрашивают: «А бренды у вас есть?» А мы смущенно молчим: то ли потому, что философия ведения бизнеса неправильная, то ли потому, что не хватает знаний», — размышляет «брендмейстер», приглашая также и всех нас задуматься над тем, каким путем идти к известности в мире и процветанию. И приводит просто невероятные примеры. Оказывается, в свое время бренд Эстонии раскручивался на анекдотах о медлительности, и это позволило на 70% увеличить поток инвестиций и туристов. Не посмеяться ли и нам над собой?
Но высказывались на совещании и более трезвые идеи. Так, по мнению представителя американской консалтинговой компании DI Владимира Бурого, все зависит от бизнес-философии, в основе которой лежит понимание того, что фирма должна создаваться изначально под бренд, а товары при этом могут меняться сколько угодно и производиться где угодно. «Это прошлое столетие было инвестиционным, когда страны стремились размещать у себя предприятия. Сегодня же производство, по крайней мере в области легкой промышленности, смещается в сторону Китая, потому что там более дешевая рабочая сила, — отмечает он. — По большому счету вовсе не обязательно, чтобы кроссовки «адидас» делали в Германии, а костюмы от Воронина шили в Украине. Не учитывать сегодня такие мировые тенденции развития бизнеса, значит, проиграть в будущем рынок».
На совещании пропагандировались, в частности, и такие формы организации бизнеса, как франчайзинг, позволяющие быстро и эффективно, без дополнительных производственных затрат раскручивать торговую марку. Такой подход, по мнению специалистов, процентов на девяносто — залог успеха. Осталось только понять, чего же не хватает украинцам, чтобы проникнуться новыми философскими идеями в организации бизнеса? Может быть, таких вот нескучных совещаний?