Вчера правительство рассмотрело программу сотрудничества со странами-членами Таможенного союза до 2020 года. На момент сдачи номера официального подтверждения утверждения этой программы Кабмином не было. Впрочем, как утверждают СМИ, программа в целом одобрена, но было принято решение ее доработать.
Самого текста документа в открытом доступе еще нет. Впрочем, примьер-министр Николай Азаров рассказал, что программа содержит план развития торгово-экономических отношения с конкретными проектами производственной кооперации в промышленности: машиностроении, авиа— и судостроении, топливно-энергетическом и аграрном комплексах, космической отрасли и транспортной сфере, а также в туризме. Более подробного описания путей решения таких масштабных проблем Азаров не дал. Поэтому объяснить содержание подготовленного документа «День» попросил правительственного уполномоченного по вопросам сотрудничества с Российской Федерацией, государствами-участницами Содружества независимых Государств, Евразийского экономического содружества и другими региональными объединениями Валерия МУНТИЯНА:
— Программа направлена на решение конкретных экономических проблем между нашими двумя странами. Самая большая из них — уменьшение товарооборота между Украиной и Россией (напомним, что за девять месяцев 2013 товарооборот уменьшился на 23%. — Авт.). Так вот, в рамках программы в 2014 году хотим вернуть отечественной экономике потерянные 9,7 миллиардов долларов, а до 2020 года довести товарооборот с Россией до 65 миллиардов долларов. То есть торговля между нашими странами должна вырасти в целом на 35%: на 20% — экспорт и на 15% — импорт. Таким образом хотим преодолеть негативное сальдо платежного баланса и усилить торгово-инвестиционные связи. За счет чего? За счет поставок в страны Таможенного союза продукции машиностроения: турбин, двигателей, станков, компрессоров, трансформаторов, электровозов, вагонов. Кроме того, посредством возобновления кооперации в секторе самолетостроения, энергетики, транспортных связей, военно-промышленном производстве, в том числе и за счет создания совместных предприятий. В частности, энергетический сектор может предусматривать выпуск турбин, производство ядерного топлива.
Еще одна задача — обеспечить достаточный уровень инвестиций. Как именно? Снимая торговые и технические барьеры. Только устранение торговых барьеров добавит украинской экономике 800 миллионов долларов. А еще можно уменьшить количество антидемпинговых мероприятий, в первую очередь в секторе поставок трубной продукции, кованых стальных валков, машиностроительных крепежей, карамельной продукции, фарфоровой посуды. Правда, вопрос снятия торговых ограничений по поставкам сахара в данном случае не поднимается, потому что он решается в рамках договора о зоне свободной торговли со странами СНГ... Нет и вопроса об отмене Россией экспортной пошлины на энергоносители, потому что она также касается сотрудничества не с Таможенным союзом, а свободной торговли со странами СНГ (так называемое Соглашение о доступе к трубопроводному транспорту, статья 7 протокола об уменьшении и ликвидации экспортных пошлин между странами-участницами СНГ). Поднять вопрос об отмене Россией экспортной энергетической пошлины, которая открывает нам путь к транспортировке каспийского газа, Украина планирует летом 2014 года.