Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Пять «но»

Эффект Закона «О финансовой реструктуризации»
17 июня, 2016 - 12:02

Принятый законопроект «О финансовой реструктуризации» № 3555 по своей сути является очень неоднозначным. С одной стороны — он необходим. Необходим как для субъектов хозяйственной деятельности, которые в результате финансового кризиса попали в затруднительное положение, так и для банков, которые смогут «улучшить» свои экономические нормативы. Ведь, как свидетельствует статистика Национального банка, доля просроченной задолженности составляет 23,5% (относительно юридических и физических лиц).

Законопроектом, в частности, определяются вопросы взаимоотношений между кредиторами и должником во время проведения процедуры финансовой реструктуризации; проведение непосредственно процедуры финансовой реструктуризации — определение кредиторов, объема обязательств, подлежащих реструктуризации; условия осуществления хозяйственной деятельности должником и получения им финансирования во время финансовой реструктуризации и тому подобное.

Среди позитивных новаций законопроекта можно назвать также то, что процедура реструктуризации добровольная. Она, как указывалось выше, будет предусматривать, в том числе, осуществление ряда чрезвычайно важных для субъектов хозяйственной деятельности мероприятий  — пересмотр сроков погашения кредитов, процентных ставок за пользование кредитами, изменения валюты кредита, возможность прощения частей долга или получения от кредиторов нового финансирования для стимулирования деятельности должника и тому подобное.

С другой стороны, новопринятым законом хотя и декларируется исключительно позитивные намерения в работе кредиторов и должника, определено несколько новаций, которые могут быть неоднозначно истолкованы, к примеру:

• не до конца остается понятным вопрос, как будет определяться «перспективность хозяйственной деятельности» и что имеется в виду под таким определением, поскольку кредиторы в погоне за максимально быстрым получением прибыли могут не учитывать, например, социальные аспекты деятельности должника; или же что в конечном итоге будет реструктуризироваться — хозяйственная деятельность, активы должника или его денежные обязательства;

• возможность изменения руководителя и/или органов управления и контроля должника или изменение корпоративного управления должника. И хотя законопроектом определяется возможность совершения подобный действий путем проведения соответствующих переговоров, достижения договоренностей, существует определенный риск «поставки» должника в невыгодные для него условия. Особенно это будет касаться вопросов финансовой реструктуризации должников — субъектов хозяйственной деятельности государственного сектора экономики;

• существование параллельно разных механизмов по финансовому оздоровлению  должника — санации, что определенно Законом Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом», и финансовой реструктуризации в соответствии с новопринятым Законом (последняя процедура, благодаря возможности корректирования экономических  нормативов, может объясняться как более приемлемая и интересная для банков) и может выступать дополнительным фактором возникновения конфликта интересов между должником и кредитором (в частности, законом предварительно определенно, что «малые» кредиторы вынуждены будут соглашаться на условия (за отдельными исключениями), которые будут выдвигать «крупные» кредиторы);

• зависимость наблюдательного совета (который является координационным органом по вопросам организации и проведения процедуры финансовой реструктуризации) через ее секретариат от внешнего финансирования (средств субъектов хозяйственной деятельности, физических лиц, международных финансовых организаций в виде безвозвратной финансовой помощи, грантов, подарков и тому подобное — при этом отсутствует ограничение, что такое финансирование не может быть осуществлено кредитором/должником или связанными с ними лицами). А это является определенным коррупционным риском;

• неоднозначность применения и незаконченность терминологии и тому подобное.

Таким образом, позитивность или негативность принятого Закона Украины «О финансовой реструктуризации», в случае подписания его Президентом Украины, будет определяться исключительно добросовестным отношением друг к другу кредиторов и должников.

Антонина ДЕШКО, эксперт по вопросам финансовой политики Института общественно-экономических исследований
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ