Минфин завершает подготовку новой налоговой реформы. В понедельник вечером на сайте министерства появилась презентация, которая, как считают сами правительственные чиновники, показывает, «какие еще критически важные для бизнеса проблемы должна решить налоговая реформа (и возможные варианты их решения), чтобы действительно упростить условия для ведения бизнеса в нашей стране, устранить противоречия в трактовке Налогового кодекса и стать действительно «радикальной реформой».
Как заявила накануне министр финансов Наталья Яресько, сама же Налоговая реформа должна быть подана на рассмотрение Верховной Рады уже в сентябре. По ее словам, новый документ готовится совместно с представителями исполнительной и законодательной власти, бизнес-ассоциациями, общественностью, украинскими и иностранными экспертами.
Лозунг налоговых новаций — «Упрощение. Прозрачность. Справедливость». Предлагается устранить многочисленные двусмысленности в нынешнем законодательстве, улучшить формулировку отдельных статей.
«Термины правильные. Упрощение, прозрачность и справедливость — это то, что сегодня необходимо. Но вопрос в том, что вкладывать в эти понятия. Например, в разделе «Упрощение» идет речь только об уточнении терминов. Не идет речь и об изменении системы расчетов налогов об алгоритмах, об улучшении электронной системы администрирования, которая сегодня очень негативно влияет на бизнес. Не рассматриваются сегодня важные вопросы, которые нужно усовершенствовать так, чтобы негативные последствия от их внедрения были устранены», — говорит главный эксперт группы «Налоговая реформа «Реанимационный пакет реформ» Илья НЕСХОДОВСКИЙ.
В частности, в налоге на прибыль предприятий планируется согласовать терминологию и правила налогового учета с правилами бухгалтерского учета. «Меня очень удивило в настоящем документе упоминание налогового учета. Реформы от 28 декабря отменили этот учет. То есть расчет налога на прибыль осуществляется по правилам бухгалтерского учета: для бизнеса с оборотом до 20 миллионов не осуществляются никакие коррекции, и только предприятия, которые имеют оборот свыше 20 миллионов, имеют отдельную налоговую коррекцию. Сегодня, как такового, налогового учета нет», — говорит Илья Несходовский.
Также разработчики проекта предлагают возобновить требования относительно наличия связи с хозяйственной деятельностью для расходов, которые учитываются с целью налогообложения; устранить порог для операций, которые подлежат контролю по трансфертному ценообразованию (ТЦ); отменить верхний предел штрафов за неподачу ТЦ документации. Также для малого бизнеса планируется отмена требования по подготовке документации трансфертного ценообразования, а для крупного — отменить специальные правила для биржевых товаров. «Если будет снят лимит на контроль операций по трансфертному ценообразованию, то возникнет абсурдная ситуация. Ведь будут контролировать соглашения в 5—10—100 гривен, и в то же время миллиарды будут выводить за границу без контроля. Поэтому нужно контроль ограничить только объемом операций и взять наибольшую операцию», — предлагает эксперт.
Кроме этого, авторы новаций предлагают снизить ставки рентной платы за пользование недрами для предприятий, которые добывают газ для коммерческих потребностей с 55% до 29% (из залежей до 5 тысяч метров) и с 28% до 14% (из залежей свыше 5 тысяч метров). Кроме того, начиная с 1 января 2018 года, внедряются новые условия налогообложения: ставки рентной платы за пользование недрами в размере 20% и 10% в зависимости от глубины добычи и надбавка к налогу на прибыль.
Транспортный налог планируется расширить на все автомобили и мотоциклы со сроком эксплуатации не более пяти лет, тогда как сейчас такой налог стягивается только из автомобилей с объемом двигателя свыше трех литров. Также предложено внедрить повышенный транспортный налог на автомобили сегментов «премиум» и «люкс», средняя рыночная стоимость которых превышает один миллион гривен.
По замыслу министерства, повышенное налогообложение должно быть внедрено и для владельцев квартир и домов, площадь которых превышает 350 кв. м и 500 кв. м, соответственно.
«Сегодняшний проект реформы не предусматривает улучшения условий работы бизнеса, а наоборот — только ухудшение. И те лозунги, которые предложены, в самой программе не выполняются. Я являюсь членом группы целевой группы по налоговой реформе Национального совета реформ. За время нашей работы — а это приблизительно пять месяцев — мы выдвигали очень много предложений. И я могу однозначно сказать, что все предложения, которые высказывались на заседаниях целевой группы, не нашли отображения в презентации Минфина», — подытоживает Илья Несходовский.
По его словам, Минфин как-то своеобразно трактует те выводы, которые были получены. «Бизнес не говорил ничего о том, что нужно отменить налоговые льготы. А в Минфине решили, что это большая проблема. Хотя в действительности именно благодаря льготной системе налогообложения агробизнеса у нас сегодня АПК — единственный сектор экономики, который, фактически, спасает нас от полного завала. Она одна развивается и является единственным источником содержания валютной выручки в стране и держит гривну более-менее на одном уровне в течение последнего времени, — объясняет Илья Несходовский. — Все свои контексты Минфин рассматривает только с точки зрения увеличения полномочий налоговой службы и усиления давления на бизнес».