Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дело жизни Игнатия Ясюковича

Страницы истории национального бизнеса на украинской земле
30 июня, 2006 - 20:08
ДОМЕННАЯ ПЕЧЬ ДНЕПРОВСКОГО ЗАВОДА ЮЖНО-РУССКОГО ДНЕПРОВСКОГО МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. ФОТО 1896 года

Днепровский металлургический комбинат в Днепродзержинске — одно из мощнейших и старейших предприятий Украины. Долгие годы замалчивался тот факт, что во главе этого уникального предприятия стоял человек недюжинного предпринимательского таланта, поляк по национальности, Игнатий Ясюкович. Именно ему Каменское (нынешний Днепродзержинск) обязано своим экономическим развитием. За 25 лет работы И. Ясюковича Каменский завод стал одним из крупнейших и современнейших предприятий всей России. Но только в последние годы в городе наконец-то появилась мемориальная доска в честь отца «экономического чуда» города на Днепре.

Игнатий Ясюкович родился в 1847 году в Ковно (современный Каунас в Литве), в старинном городе на речке Немане, известном с ХIII века. По окончании классической гимназии в Вильне (нынешний Вильнюс) в 1865 году Игнатий Ясюкович поступил в Петербургский технологический институт, который окончил со званием инженера-технолога в 1869 году. Диплом с отличием позволял ему самому избрать место работы. По окончании института молодой инженер служил сначала на Козлово-Воронежско- Ростовской, затем на Николаевской железной дороге.

В 1871-м И. Ясюкович был командирован министерством финансов, по рекомендации Технологического института, на полтора года за границу для усовершенствования в науках. По возвращении из командировки он поступил на службу на строившуюся тогда Ряжско-Вяземскую железную дорогу в качестве инженера по подвижному составу. В то же время молодой И. Ясюкович преподавал в родном Технологическом институте проектирование деталей машин. В 1874-м Игнатий Игнатьевич приглашен на службу на Невский паровозостроительный и кораблестроительный завод в Петербурге в качестве главного инженера. В 1876-м его назначают управляющим того же завода. И. Ясюкович проработал в этой должности до осени 1884-го, когда был приглашен на должность директора Путиловского завода.

Конец 1870-х годов и 1880-е годы характеризуются бурным началом развития металлургической промышленности Российской империи в связи с общим промышленным подъемом и, в частности, с мероприятиями правительства по развитию рельсового производства. Давайте вспомним, что предшествовало этому. Россия катастрофически проиграла Крымскую войну 1853 — 1856 годов. Оказалось, что без железных дорог страна чудовищно отстала от Западной Европы. Да и весь общественный уклад страны оказался архаичным. Именно Крымская война ускорила отмену крепостного права в 1861-м и грядущий экономический взрыв в стране.

Почитайте воспоминания Сергея Витте, и вы убедитесь, что экономическая обстановка в той пореформенной России удивительно напоминает наше постсоветское пространство. Неизвестно откуда взявшиеся нувориши, обнищание народа... Конечно, откуда взялись нувориши (ныне — олигархи) и тогда, и сейчас — хорошо известно. Но нам более интересны предприниматели, честно, камешек к камешку сооружавшие основу экономической мощи страны.

В числе заметных заводов того времени в Российской империи был завод Общества Варшавского сталелитейного и рельсового производства, основанный в 1878 году и впоследствии переименованный в Южно-Русское Днепровское металлургическое общество. Ввиду большей экономической выгодности его операции вместе с персоналом были перенесены на Украину, в село Каменское, находящееся на правом берегу Днепра в 35 верстах от Екатеринослава. Общество это было основано 16 мая 1886 года. А уже с 1 сентября 1888 года для управления делами общества был приглашен бывший тогда директором Путиловского завода Игнатий Игнатьевич Ясюкович.

Такие гиганты промышленности, как завод Днепровского металлургического общества, имели в дореволюционной России не только промышленное, но и социальное, и даже государственное значение, отмечал в 1914 году журнал «Горнозаводское дело» и продолжал: «Продукты металлургической промышленности дают жизнь и силу всей национальной промышленности, и непрерывное 25-летнее существование одного из крупнейших центров металлургической промышленности — Днепровского общества — тесно переплетено с деятельностью главного руководителя его Игнатия Игнатьевича. Его энергия и широкий творческий размах в деле управления создали ту промышленную мощь, которую развивают предприятия Днепровского общества, и ту обстановку культурной жизни, какая возникла около руководимого им дела».

Как талантливый и энергичный руководитель этого крупного металлургического предприятия всей Украины Игнатий Ясюкович немало содействовал развитию отечественной каменноугольной, железорудной, марганцевой и машиностроительной промышленности. По его просвещенной инициативе и под его руководством была учреждена на Днепровском заводе образцовая школа, где до начала Первой мировой войны обучались 1800 детей рабочих. По его же инициативе в Каменском были сооружены на средства рабочих и служащих при участии завода: православная церковь, католический костел, лютеранский молитвенный дом и заводская больница на 30 коек.

По инициативе Игнатия Игнатьевича при заводе учреждаются: общество потребителей с целью доставлять рабочим и служащим необходимые продукты хорошего качества и по дешевой цене; заводской клуб (в его помещении ныне музей Дзержинки), имевший целью доставить служащим возможность взаимного общения; яхт- клуб Общества гребного плавания; народная аудитория (в ней ныне расположен городской драмтеатр им. Леси Украинки) с целью доставить рабочим завода место для развлечения и образования; заводской оркестр, на содержание которого завод расходовал ежегодно около 15000 рублей, и библиотека для служащих и рабочих, насчитывавшая 8000 томов книг и журналов.

Конечно, не все были в восторге от успехов И. Ясюковича и иностранного капитала, который он олицетворял. До революции в Екатеринославе выходила черносотенная газета «Русская правда». В июле 1912-го в ней появилась статья некоего А. Эля «Наша южная горнопромышленность». Автор посмотрел на историю вопроса с «патриотической» точки зрения: «С 1895 года наш юг начинает буквально «объиностраниваться». Екатерининская железная дорога обратилась в какую-то иностранную дорогу: в вагонах и на станциях слышны были различные иностранные говоры; каждый поезд привозил чужеземцев, устремляющихся на русские богатства и русские предприятия. Русская горная и заводская промышленность юга на глазах стала обращаться в иностранную, совершенно изменяя физиономию свою.

Первым крупным иностранным предприятием на юге было акционерное «Южно-Русское Днепровское металлургическое общество» с основным капиталом в пять миллионов рублей, не считая большого облигационного капитала. Во главе общества стали Pay и Коккериль. Еще до разрешения ему операций в России общество начало уже скупать в Екатеринославской губернии земли, арендовать рудники и копи и т.д.

В 1889 году общество открыло на берегу Днепра громадный металлургический завод в с. Каменском, дела которого сразу пошли блистательно. Уже на третий год действия (1891 г.) завод дал 10% чистой прибыли, в 1893 году — 20%, а в 1897 году на акции общества был выдан дивиденд в 40%! Такой колоссальный успех первого предприятия явился, конечно, великим соблазном для иностранных капиталистов», — делал вывод автор статьи в «Русской правде».

И еще одно свидетельство принадлежит известному русскому металлургу Михаилу Павлову. В своей книге «Воспоминания инженера» он написал, что не стремился ни сам бывать на Днепровском заводе, ни посылать туда практикантов, так как на этом заводе, как это было всем известно, к русским относились совершенно нетерпимо. Игнатий Игнатьевич Ясюкович, в течение десятков лет руководя заводом, не принял туда ни одного русского инженера...

И это действительно было так. Среди инженеров почти поголовно на Днепровском заводе работали поляки и какое-то количество немцев. То же касалось средней прослойки — мастеров. И только рабочими были украинцы и русские.

Но как бы там ни было, в течение многих лет Игнатий Ясюкович считался не только олицетворением мудрой и предусмотрительной власти в деле управления гигантским заводом. Его также считали учителем и другом своих подчиненных. Под руководством Игнатия Ясюковича воспитались несколько сот служащих специалистов как по технической, так и коммерческой части заводского дела.

В 1902-м Игнатий Ясюкович принял на себя обязанности директора-распорядителя Днепровского общества и был избран в члены правления общества. Так что тогда он фактически покинул Каменское и перебрался в Петербург, где находилась контора правления Южно-Русского Днепровского металлургического общества. В последующие годы уже из столицы он руководил развитием предприятия. И. Ясюкович был первым председателем, а позднее — почетным председателем созданного в 1902 году синдиката российских металлургических заводов «Продамет».

У него хватало и прочих обязанностей. Игнатий Ясюкович состоял товарищем председателя Совета Съездов представителей промышленности и торговли, членом Совета Общества для продажи изделий русских металлургических заводов. Как поляк, он был членом нескольких польских экономических и общественных учреждений, в том числе членом совета Варшавского коммерческого банка и Общества благотворительности в Петербурге.

Игнатий Ясюкович принял участие в работе XIV съезда горнопромышленников юга России в 1889 году в качестве представителя Южно-Русского Днепровского металлургического общества и затем в течение 24 лет был постоянным участником съездов. Начиная с 1901 года, Игнатий Ясюкович ежегодно до конца жизни избирался уполномоченным съезда в Петербурге. В 1900 — 1902 годах он представлял съезд в Екатеринославском горнозаводском присутствии. В 1904 — 1908 годах был представителем съезда в совете Екатеринославского высшего горного училища (ныне Национальная горная академия Украины). В декабре 1912 года на XXXVII съезде Игнатий Игнатьевич избран почетным членом Совета съезда. В качестве уполномоченного съезда Игнатий Игнатьевич всегда был одним из главных и блестящих защитников интересов каменноугольной и металлургической промышленности.

8 сентября 1913 года исполнялось 25-летие высокополезной деятельности Игнатия Ясюковича. По этому случаю правление Южно-Русского Днепровского металлургического общества, в ознаменование этой деятельности, пожертвовало — ни много ни мало — четверть миллиона рублей в инвалидный фонд Днепровского завода. В тот день Игнатия Игнатьевича приветствовали правление общества, служащие и рабочие завода, многочисленные учреждения и лица. В том числе Совет Съезда горнопромышленников юга России, Совет Съездов представителей промышленности и торговли, Комитет Русско- Итальянской торговой палаты, Совет и правление Русского банка внешней торговли и другие.

8 сентября 1913 года, когда отмечалось 25-летие Днепровского общества и деятельности директора-распорядителя И. Ясюковича, стало праздничным днем в Каменском (Днепродзержинске). И. Ясюкович специально приехал по этому случаю в Каменское, как бы предчувствуя, что это был его прощальный приезд... В восемь часов вечера Игнатий Игнатьевич вместе с директорами завода встречал именитых гостей у входа в заводской клуб (нынешний музей Дзержинки). Супругу юбиляра Брониславу Генриховну встречали и преподносили ей букеты цветов. Такие же букеты преподносились всем дамам... А потом юбиляр обратился ко всем присутствующим с речью. Он напомнил начало своей деятельности 25 лет тому назад, когда все еще были молоды, как и само дело. Мысленно окинув минувшее, он с грустью вспомнил товарищей, покинувших как завод, так и свет Божий навсегда. Задушевная речь И. Ясюковича была встречена горячими аплодисментами. Кто бы мог подумать, что она станет лебединой...

Нельзя было перечесть всех тостов, звучавших в тот вечер под великолепными сводами инженерного клуба. Построенный для элиты завода, он был расписан итальянскими мастерами. Но вот у юбиляра просят позволения огласить телеграммы, полученные со всех концов Европы на его имя. Обед закончился в двенадцать часов, а затем начались танцы. И. Ясюкович был в прекрасном расположении духа и сам принял участие в полонезе. Да, то был поистине удивительный полонез «старой гвардии», сумевшей в течение 25 лет высоко удерживать знамя Днепровского металлургического общества.

Что же представляло собою Южно-Русское Днепровское металлургическое общество к 1914 году, когда И. Ясюковича не стало? Для этого давайте обратимся к фолианту «Фабрично-заводские предприятия Российской империи», вышедшему вторым изданием в Петрограде в октябре 1914-го. Судя по этому изданию, Южно-Русское Днепровское общество было своеобразной империей внутри Екатеринославской губернии. В этом издании сообщается, что основной капитал этого акционерного общества составлял к тому времени уже 15 миллионов рублей. Облигационный капитал — свыше 1,5 млн. рублей. Запасной капитал — 11,5 млн. рублей. Фирме в то время принадлежали Днепровский (Каменский) и Кадиевский металлургические заводы в Екатеринославской губернии, Анненские, Кадиевские, Лидиевские и Максимовские каменноугольные копи в той же губернии; Шмаковский и Ростковский железные рудники, Городищенские марганцево-свинцовые рудники, а также Днепровский и Кадиевский кирпичные заводы в Екатеринославской губернии. Правление акционерного общества разместилось в Петербурге по улице Гороховой, 1. Представительства общества находились в Екатеринославе, Киеве, Москве, Одессе, Харькове, Варшаве, Вильно и Риге.

Тяжелая болезнь подкосила Игнатия Ясюковича. Екатеринославская «Южная заря» в конце января 1914 года известила своих читателей, что в последнее время здоровье директора-распорядителя Днепровского завода ухудшилось и он целыми днями оставался в кресле, обложенный грелками. Иногда болезнь до того давала знать о себе, что больной целыми ночами громко кричал. В те дни больному в Петербурге была сделана операция, после чего он сразу почувствовал себя лучше, о чем телеграммой известили администрацию Днепровского завода. Но облегчение оказалось непродолжительным: через несколько месяцев Игнатия Ясюковича не станет.

Он скончался в своем имении Кутно в Варшавской губернии 26 августа 1914 года, оставив супругу Брониславу Генриховну и сына Станислава. Кстати, сын Игнатия Ясюковича Станислав Ясюкович (1882 — 1946 гг.) станет влиятельным политиком в межвоенной Польше. В 1902 году он закончит Екатеринославскую гимназию, отправится учиться в российскую столицу, станет профессором политэкономии, после смерти отца будет входить в состав правления Днепровского общества и одновременно будет принимать участие в работе подпольных польских политических партий. С провозглашением независимости Польши Станислав Ясюкович будет избран депутатом сейма, в годы фашистской оккупации станет министром подпольного польского правительства. В июне 1945-го предстанет перед судом в Москве, получит пять лет и из бериевских застенков уже не выйдет. Реабилитирован в 1990-м.

В августе 1914-го панихиды по усопшему его отцу Игнатию Ясюковичу прошли в Польше, Каменском и Петербурге. 30 августа того года в большом зале Съезда горнопромышленников юга России отслужили панихиду по И. Ясюковичу в присутствии председателя Совета съезда, известного инженера-предпринимателя, члена Государственного совета, Николая Федоровича фон-Дитмара, представителей горнопромышленных предприятий юга России, родственников и почитателей покойного.

На заседании Совета съезда 30 августа, после речи председателя Совета съезда Н.Ф. фон- Дитмара, было решено возложить венок на могилу Игнатия Ясюковича и доложить предстоящему ХХХIХ Съезду горнопромышленников юга России об увековечении его памяти. Но вскоре началась Первая мировая война и было не до увековечивания памяти. Однако ныне в Днепродзержинске предпринимаются конкретные шаги, чтобы память об И. Ясюковиче жила.

Николай ЧАБАН, член Национального союза журналистов Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ