Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Двадцать лет спустя...

Солистке Национальной оперы Украины Ирине Даць присвоили звание народной артистки Украины
21 февраля, 2007 - 19:31
ИРИНА ДАЦЬ В ОПЕРЕ «НАТАЛКА ПОЛТАВКА» / ФОТО ИЗ АРХИВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ УКРАИНЫ

Певица выступила в «Наталке Полтавке» Лысенко. Выбор Ириной именно этого спектакля в театральных кругах был воспринят неоднозначно, ведь данная опера у нас олицетворяет не столько исток жанра в Украине, сколько произведение, граничащее с банальным. В этом, пожалуй, был наибольший риск певицы. Выступи она, скажем, в партии Татьяны из «Евгения Онегина» Чайковского, успех был бы гарантирован, что называется, заочно. К тому же, возникла бы смысловая арка — именно в этой партии певица впервые почти 20 лет назад дебютировала в Киевской опере.

Выбор «Наталки Полтавки» стал не только поводом для праздника и поздравлений Ирины Даць, но и осмыслением некоторых проблем...

Проблема первая: отношение нашей публики к украинской классике. Зал был полон, из чего следует двоякий вывод: или «Наталка Полтавка» любима широким кругом зрителей, или зрители пришли послушать и поддержать именно Ирину Даць. В этом немаловажную роль сыграло возрождение традиции афишных спектаклей, когда публика имеет возможность идти не просто на конкретное произведение, а на исполнителей.

Проблема вторая: нет пророка в своем отечестве. За пультом стоял молодой дирижер Кирилл Карабиц. Ныне он работает в Оперном театре Страсбурга и является приглашенным дирижером в Европе. У нас же Карабиц лишь изредка дирижирует «Наталкой Полтавкой». А в «Паяцах» Руджеро Леонкавалло, где К. Карабиц является дирижером-постановщиком, его услышать невозможно. Такой факт чрезвычайно огорчает меломанов, ибо оркестр под его руководством буквально расцветает. Это слышно уже в увертюре, где превалируют театрально-зримые, характерные образы. Кирилл Карабиц — дирижер чуткий, тонкий. И, несмотря на свою занятость за границей, он имеет большое желание выступать на Родине для своего зрителя.

Проблема третья: оперная режиссура (постановщик — Дмитрий Гнатюк), в частности, массовые сцены, диалоги, трактовка комических персонажей. Хотя материал «Наталки Полтавки» позволяет сделать динамическую постановку, если уделить внимание каждой реплике. Но нынешняя сценическая версия уже устарела, актеры предоставлены сами себе. Невольно вспоминается Станиславский с его сверхзадачами, заданиями для актеров, с его работой над реформой оперного спектакля. Его система теоретически жива, но чтобы ее воплотить на практике, очевидно, необходимо возродить самого Станиславского!

Проблема четвертая: Лысенко на сцене Национальной оперы. Кроме «Наталки Полтавки» в текущем репертуаре значится «Тарас Бульба». Но до сих пор в редакции Льва Ревуцкого и Бориса Лятошинского, хотя ноты оригинального «Тараса Бульбы» в архиве театра есть. Именно в той партитуре «Тарас...» показан не только как патриот и герой, но и как живой человек, которому свойственны сомнения, грусть и боль. Да и любовная ниточка Андрея и Марильцы намного больше развита. А ведь уже давно пришло время новой редакции «Тараса Бульбы» — с возрождением авторского текста, с вкраплением тех находок, которые были сделаны Ревуцким и Лятошинским, и с ретушью крепкой композиторской руки, которая сможет объединить одно и другое в логическое целое.

Проблема пятая: присвоение званий. Часто они даются слишком поздно тому, кто заслуживает и слишком рано тем, кто их не стоит. Случай с Ириной Даць — счастливое исключение. Певица сегодня в творческом расцвете, она может и хочет работать. О ее возможностях говорит сегодняшнее звучание — свежее, мощное, с прекрасным собранным пиано и хорошими, крепкими верхами. О любви к творчеству, к сцене свидетельствуют факты, которые граничат с геройством: сложнейшую партию Эльзы в опере Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» И. Даць пела на седьмом месяце беременности, а через два месяца после рождения дочки Иванночки снова вышла на сцену...

В Ирине Даць сочетаются прекрасные качества певицы, актрисы, режиссера и педагога. А еще — хорошего человека — искреннего, доброго, готового прийти на помощь в любой момент.

В ближайших планах Ирины Даць — отметить 20 лет творческой деятельности в стенах Национальной оперы Украины. Певица готовит сольный концерт, который назначен на 5 мая в Национальной филармонии Украины.

Яна ИВАНИЦКАЯ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ