В популярном сериале «Молодой Папа» герой Джуда Лоу следующим образом мотивировал свое нежелание показываться толпе: вроде все те, кто стали самыми популярными, были одновременно и самыми загадочными. Таких людей отличала одна общая черта — их видели редко или не видели вообще. Перечисляя имена тех, кто подобным образом привлек к себе внимание, главный герой сериала называет имена Стэнли Кубрика, Джерома Сэлинджера, Мины Мацина, группа Daft Punk и уличного художника Бэнкси. Пример последнего очень удачно демонстрирует, как невидимость способствует славе. Особенно, если ею мудро распорядиться.
Английский уличный художник Бэнкси начал свою деятельность в начале ХХ века и довольно быстро обрел популярность. Бэнкси имеет причины сохранять анонимность — его творчество, посвященное острым социальным темам, часто появляется в местах, в которых его не ожидали или которые относятся к частной или государственной собственности. Поэтому формально он / она считается вандалом.
Его произведения всегда отличались интересным идейным содержанием и глубокими социальными посланиями. Довольно нестандартными способами он пытается разоблачать недостатки функционирования государственных аппаратов, международных организаций, поднимать болезненные для общества темы: насилие, религиозный фанатизм, социальная незащищенность. Узнаваемыми стали его образы девочки с воздушными шариками, скинхеда, которому мама завязывает платок и заботливо вручает термос, парочки из «Криминального чтива», у которых вместо оружия в руках бананы, или целующихся полицейских.
Для Бэнкси характерен также выбор мест, где он помещает свои граффити, — эти места должны усилить эффект и выразительнее передать месседж, который вложил художник в ту или иную свою работу. Над некоторыми из них он работал в горячих точках, пребывание в которых само по себе связано с риском для жизни. Например, произведения Бэнкси появлялись в Секторе Газа. Одна из работ на развалинах дома изображает кота с розовым бантиком. Сам художник сказал, что он хотел бы рассказать об ужасах войны, но людей в социальных сетях интересуют только фото милых котят.
Судя по всему, Бэнкси — личность с широким кругом интересов и многими талантами, без сомнения, его отличает нестандартный образ мышления.
Что касается многогранности таланта художника, то внимания заслуживает его фильм «Выход через магазин с сувенирами», который был снят в 2010 году. Фильм рассказывает историю художника Тьерри Гуэтта, который некоторое время был популярен в Америке. Однако он не создавал ничего нового и не производил никаких креативных идей. Впрочем, широкая публичность снискала ему популярность. Бэнкси пытался передать такую идею: как люди неразборчивы в своих симпатиях, как легко их обмануть и как часто они преподносят вещи, которые ничего не стоят. Он обличал фальшивость и пустоту общества. Как всегда, форма, в которой был снят фильм, и идея, которую хотел донести режиссер, добавили выразительности характерному стилю Бэнкси. Фильм был номинирован на Оскара как лучший документальный полнометражный фильм.
В 2015 году Бэнкси инициировал создание «Депрессивного Диснейленда» в местности Вестон-супер-Мер, где сама идея парка аттракционов была переосмыслена и представлена посетителям в контексте его любимой тематики острых социальных проблем. Сотрудники парка развлечений игнорировали клиентов, вели себя невежливо, постоянно были в плохом настроении, некоторые имели воздушные шарики с надписями «Я — придурок». Они также имели право выпивать на рабочем месте когда и где им заблагорассудится. В одном пруду плавала лодка с беженцами из мест вооруженных конфликтов. Поразвлекались, одним словом.
Бэнкси также является владельцем отеля, название которого — «Обнесенный стеной отель». Об отеле известно, что в нем худшие виды из окон. Указанный отель, открытый в 2017 году, находится в городе Вифлееме, на границе Палестины с Израилем. Окна всех комнат выходят на стену, которая должна оберегать израильтян от атак с палестинской стороны. Через стену дневной свет проникает в отель всего 25 минут в сутки. Согласно концепции создателя проекта, отель привлекает внимание не только к конфликту на Ближнем Востоке, но также к последствиям необдуманных решений британских политиков — он был открыт в 100-ю годовщину провозглашения декларации Бальфура. На стенах отеля размещены работы как самого Бэнкси, так и других известных стрит-арт-художников.
Ко всему, уличный художник отличается большим чувством юмора. Несмотря на то, что он продолжает оставаться вне закона, его работы признаны произведениями искусства. Галереи, коллекционеры и просто фанаты готовы платить огромные деньги за его креации. Поэтому Бэнкси решил воспользоваться шансом и выставил одну из своих самых известных работ на аукционе Sotheby’s. Это произошло в 2018 году. Вокруг лота был создан огромный ажиотаж, он был продан за один миллион фунтов стерлингов. А как только лот был продан, включился механизм шредера, встроенного в раму картины, который на глазах ошеломленной публики спокойно прожевал бесценное произведение искусства... Шредер сработал не до конца, поэтому то, что осталось, стало новым креативным объектом, и его цена сразу возросла. Вместо «Девочки с воздушным шариком» картина получила новое название — «Любовь на помойке».
Конечно, полная невидимость Бэнкси усиливает ажиотаж вокруг его фигуры и добавляет ему шарма. Фактически Бэнкси уже занял надежное место в поп-культуре ХХ века, о чем свидетельствует и указанная цитата из креации культового итальянского режиссера. Однако многие все еще размышляют о том, кем бы мог быть Бэнкси, какого пола, какой национальности. И вообще, один ли это человек? Такая мистификация стала частью образа уличного творца. Интересно, что в 2011 году на аукционе еBay продавался такой нетипичный лот, как клочок бумаги с настоящим именем Бэнкси. Цена от стартовых трех тысяч долларов выросла фактически до миллиона. По неизвестным причинам лот исчез из продажи, однако успел продемонстрировать интерес к персоне Бэнкси и готовность людей платить за раскрытие тайны.
Впрочем, как и известный писсуар Дюшана, творчество Бэнкси имеет свою ценность не в том, что является провокационным, а в том, что несет глубокие идеи, которые акцентируют внимание на по-настоящему важных вещах. Также творчество художника иногда навевает подозрения об издевательствах над людьми, которые являются его фанатами и готовы выбрасывать миллионы долларов на то, что он готов уничтожить, в то время когда где-то в мире идут войны, людям нечего есть и они умирают от неизлечимых болезней, вызванных небрежностью в сфере экологии.
Как бы там ни было, творчество Бэнкси — вызов для общества, повод задуматься над важными проблемами. Оно также стало объектом дискуссий уважаемых критиков, которые все не могут решить, кем является Бэнкси — вандалом или гением. Зато средняя публика не слишком считается с мнением критиков и не занимается столь важными вопросами, а просто восхищается работами художника-невидимки.
Теперь каждый город, стен которого коснулись трафареты Бэнкси, невероятно гордится данным фактом, а уничтожение следов творчества художника неизменно вызывает социальное возмущение; что парадоксально — теперь уничтожение творений Бэнкси расценивается как акт вандализма, а работы Бэнкси уже отправились в международное турне. Скажем, в первой половине начавшегося года его творчество привлечет внимание варшавского культурного пространства — здесь состоится выставка «Искусство Бэнкси. Без лимитов».