Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Наши на нью-йоркском творческом Олимпе: осенние фрагменты

17 ноября, 1999 - 00:00

Это нормально — искать свои этнические корни в мультинациональной американской культуре. И ощущать удовлетворение, найдя их. Приятно, что наши — соучастники культуры страны, претендующей идти впереди планеты всей. Вот только что в местной газете «Мост» (издание США и Канады) вычитываем сенсационный исторический факт: хваленую на протяжении 200 лет американскую конституцию писали тоже наши. Оказывается, что у ее основного автора Самюэля Адамса украинские корни. Вроде бы его пра-пра-прадед Петр Адамович эмигрировал сразу после русско-шведской битвы под Полтавой в Англию, где и изменил свою фамилию на Адамс. В 1710 году он уже был на Американском континенте. А Самюэль Адамс — его потомок. Нелегко кому-либо из нас, читателей, погрузиться в генеалогию рода Адамсов, чтобы убедиться в достоверности этого чрезвычайно интересного факта. Зато все ниже представленные — факты неоспоримые, сегодняшние.

УКРАИНЦЫ В МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРЕ

В Нью-Йорке широко рекламировалась премьера оперы Пуччини «Аделия», состоявшаяся 11 ноября в Карнеги- холле, а поставленная в знаменитой на весь мир Метрополитен-опере. Две роли в этой опере исполняют украинцы — Паул Плишка (бас) и Стефан Пятничко (баритон).

Плишка — американец украинского происхождения, ведущий певец Метрополитен- оперы с 1967 года. Широко известен любителям этого жанра как исполнитель главных ролей в «Аиде», «Отелло», «Лючии де Ламермур» и т. д. Он — лауреат американской музыкальной премии Грэмми (1988) за альбом классической музыки. Параллельно выступает в ведущих операх Европы. Не забывает свои национальные корни.

Тридцатишестилетний солист Стефан Пятничко родился на Тернопольщине, выпускник (1987) Львовской консерватории. В Европе дебютировал в 1996 году на сцене Венской оперы, потом выступления в оперных театрах Австрии, Балтимора (США), до 2002 года ангажирован в Сан- Франциско. И вот — выступление в Нью-Йорке — знай наших!

АМЕРИКАНСКОЕ ТРИО БАНДУРИСТОВ

Украинской культуре дома и тут, на Американском континенте, хорошо известно имя Григория Китастого — бандуриста и композитора с Полтавщины, который был руководителем всемирно известной капеллы бандуристов, почти в полном составе в послевоенные годы эмигрировавшей сначала в Европу, потом — в США (Детройт).

Почти 50 лет успешных гастролей в Америке и Европе. Выросло второе поколение, которое продолжает дело родителей, в том числе и сын Григория — Юлиан Китастый. Сегодня Юлиан — художественный руководитель Школы кобзарского искусства и экспериментального трио бандуристов в Нью-Йорке, исполняющего классический для этого инструмента репертуар в новой обработке. В середине ноября трио примет участие в концерте «Старинные украинские песни в современном исполнении», который состоится в Украинском институте Америки (Нью-Йорк) в рамках фестиваля «Урожай», украинская песня сегодня. И, к слову, организатор и участник этого фестиваля — творческая группа «Яра», которая входит в состав известного театралам экспериментального театра Ля-Мама и которой руководит Вирляна Ткач, украинка, родившаяся в Америке. Интернациональный состав группы «Яра», благодаря Вирляне, пропагандирует среди англоязычных американцев украинское искусство (поэзию, песни, музыку). «Яра» — неоднократный участник Киевского театрального фестиваля «Березілля».

ХОРЕОГРАФ МАРТЫНЮК — ЛАУРЕАТ ПРЕСТИЖНОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ПРЕМИИ

Нюша Мартынюк — украинская американка, нынче профессор танца в колледже Оберлин (штат Огайо), совладелец компании современного танца. 26 лет работает Мартынюк в вотчине Терпсихоры. А начинала с изучения украинского танца, которому научил ее отец. По ее высказыванию, до настоящего времени она, как хореограф, использует элементы нашего зажигательного танца в своих постановках, которые и отметило, как лучшие, жюри премии искусств Кливленда (штат Огайо).

ФРАНЧУК И «ИДИОТ» ДОСТОЕВСКОГО В НЬЮ-ЙОРКЕ

Киевские театралы помнят спектакль «Метаморфозы», который не сходит со сцены театра на протяжении 10 лет и который поставил режиссер Анатолий Франчук. Знакома эта фамилия и одесситам. В Одессе тоже остались постановки Франчука. А сегодня наш земляк готов назвать себя гражданином мира. С 1994 года живет и работает в качестве театрального режиссера в Нью-Йорке. В своем, созданном им совместно с коллегой, московским актером Стасом Классеном, «Арттеатре». В этом театре он осуществил постановки Чехова и Островского (за последние четыре-пять лет). А параллельно как режиссер подрабатывал в Мадриде, Стокгольме, Москве, Новокузнецке.

В конце года, можно сказать и другими словами, — в конце тысячелетия Франчук представит театралам столицы мира Нью-Йорка спектакль- инсценировку романа Достоевского «Идиот», потому что считает его не только классическим, но и современным в художественном аспекте. Перевод на английский язык полный, в том числе и фамилий, поскольку они несут, по его мнению, смысловую нагрузку. Поэтому князь Мышкин будет Майси, а Лебедев — Свони. Режиссеру легко работать с американскими актерами, учитывая их готовность выполнять указания постановщика. «За две репетиции с ними достигаешь того, чего с нашими — за два месяца», — говорит он.

И замечание по поводу: Франчук начинал свое театральное образование в Киеве на курсе ученика Леся Курбаса Верхадского. Но тут по инерции все выходцы из бывшего Союза — рашен пипл. К ним относят и наших современников, не говоря уже о классиках — Бортнянском, Чайковском, Стравинском, Козловском и других, чей талант расцвел или проявился в Украине. Поэтому поправки и повторения по поводу «кто откуда родом» — нам на пользу.

Лидия КОРСУН, специально для «Дня», США
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ