Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Песни у моря

В Ялте прошел Международный конкурс молодых эстрадных исполнителей
23 сентября, 2004 - 20:01
ПО МНЕНИЮ ЖЮРИ, НАТАЛЬЯ ВАЛЕВСКАЯ ВЫСТУПАЛА НАМНОГО ЯРЧЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЕЕ, ЧЕМ ОСТАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ, ПОЛУЧИВ ГРАН-ПРИ. ЕЙ ИСКРЕННЕ АПЛОДИРОВАЛИ НЕ ТОЛЬКО ПУБЛИКА И ЖУРНАЛИСТЫ, НО И САМИ КОНКУРСАНТЫ / ФОТО АЛЕКСАНДРА БУРКОВСКОГО

С 15 по 19 сентября Ялта принимала у себя 19 участников VIII Международного конкурса молодых исполнителей популярной современной эстрадной песни «Ялта-2004» из Украины, Германии, Узбекистана, Молдовы, Болгарии и Беларуси. Многие из них узнали о конкурсе, проходившем в рамках IX Международного телевизионного фестиваля «Море друзей», из интернета или непосредственно от самих членов жюри и бывших участников. Из года в год привозит молодых болгарских исполнителей на конкурс как в Ялту, так и в Черновцы один из членов жюри и постоянный представитель FIDOF (Международной федерации организации фестивалей) в Болгарии маэстро Паскал. На этот фестиваль он привез только одну исполнительницу — Радостину Колеву. Хотя признается, что в Украину собиралось ехать не менее пяти человек. Преградой для них стало финансовое положение: деньги на визы, проживание, аранжировки... Вообще желающих приехать на конкурс в Украину было много. «Но, — говорит Паскал, — я не хочу возить просто экскурсантов. Ведь украинская музыкальная школа — очень сильная. И если я приглашаю исполнителей, то уверен, что они достойно представят болгарскую школу».

Свою студентку Диану Зиятдинову привез в этом году и народный артист Республики Узбекистан Мансур Ташматов. О подготовке своей подопечной господин Ташматов рассказал корреспонденту «Дня»: «Диана уже два года является солисткой джаз-оркестра Узбекистана, а музыкальная направленность у нее — джазовая. Увлеклась популярной музыкой и начала петь узбекские эстрадные песни она недавно. Поэтому готовить узбекские песни мы не стали. Но зато решили передать национальный колорит в аранжировке, задумка которой появилась у прекрасного аранжировщика Шухрата Закирова. Поэтому песню «Край, мій рідний край» на слова и музыку Николая Мозгового мы сделали в восточном варианте. Такое соединение, на мой взгляд, создает хорошее настроение». А некоторые из конкурсантов побывали на Украине вообще впервые. И для них этот конкурс, как они сами говорят, стал еще и шансом познакомиться с украинской культурой и географией. Например, Диану Зиятдинову поразила погода: восхитительное море, солнце и чистый воздух. А Марина Филиппова, которая приехала из Беларуси, о нашей стране сказала просто: «Украина — очень приятная страна».

ПЕТЬ НА УКРАИНСКОМ — ОДНО УДОВОЛЬСТВИЕ

Конкурс проходил в три тура. И, как говорит Мансур Ташматов, хотя это сложно, но в этом его специфика. В первом туре участники должны были исполнить одну песню на украинском языке как обязательное произведение. Хотя одного из членов жюри — Мансура Ташматова — немножко удивило, что это был конкурс не украинских песен, а конкурс песен на украинском языке. «Я даже не знал, как реагировать и оценивать, когда, например, пели песни из репертуара американских исполнителей на украинском языке», — говорит Ташматов. Но главное, наверное, то, что все конкурсанты, как украинцы, так и иностранцы, хорошо подготовились и достойно справились с этим заданием. «Узбекистан — многонациональная республика, и у нас проживает очень много украинцев, — говорит об особенностях освоения украинских песен Мансур Ташматов. — Мы часто обращаемся к людям из украинской диаспоры. Кроме того, в Узбекистане есть Республиканский интернациональный центр, в котором расположен и Культурный центр Украины. В этом центре работают представители украинской нации и достаточно известные певцы и певицы, которые помогают нам с текстами и нотами». По словам конкурсантки из Беларуси Марины Филипповой, у них в стране тоже живет много людей, которые приехали из Украины и занимаются переводами текстов с белорусского языка на украинский и наоборот. К тому же украинские артисты тоже много помогают молодым зарубежным коллегам. Песню на украинском языке болгарке Радостине Колевой для исполнения на конкурсе предоставил народный артист Украины Виктор Шпортько. Поскольку, как говорит Паскал, в Болгарии уже давно не выступали украинские исполнители и украинские песни там не очень известны. Жаль также, говорит Паскал, что в Болгарии нет украинского центра, подобного Российскому культурному центру. Потому что, добавил узбек Шерзод Давронов, украинский язык изучать легко, а петь на нем — одно удовольствие.

ВСЕ ЖДАЛИ «ИЗВЕРЖЕНИЯ ВУЛКАНА»

Во втором туре участникам, которых из 19 осталось 12, была предоставлена возможность шире продемонстрировать свои способности. Каждый из них исполнял по два произведения, не повторяя песен, спетых в первом туре. «Мне очень понравилось исполнение белоруски Марины Филипповой, — говорит Мансур Ташматов. — Я, как вокалист, ощущал, что она хорошо владеет своим голосом и получает удовольствие от того, что поет. Кроме того, у нее были хорошие аранжировки. Очень понравился и подход киевлянки Владлены Исаенко. Она выделялась из общей среды своей оригинальностью — как в костюме, так и в репертуаре». По мнению жюри, молодые исполнители зачастую, чтобы показать весь диапазон своего голоса, выбирали сложные песни. И когда они начинали петь, то больше надрывались и кричали, чем пели. Хотя, как говорит Паскал, исполнение песни должно двигаться по синусоиде, создавая гармонию между словами и представлением. «Конечно, в этом возрасте конкурсанты не могут петь, как Паваротти. Но есть песни, где действительно надо кричать и петь подобно извержению вулкана», — рассказывает Паскал. К тому же, по его мнению, всем надо было хорошо подумать над своим репертуаром: «Есть песни для конкурсов, шоу, эстрады... Поэтому надо было выбирать те, которые могут раскрыть перед слушателями возможности исполнителя. Нужно думать, готов ли ты спеть это! Сможешь ли. Ведь одно дело — хотеть, а другое — мочь».

ЧИСТОЕ ДЫХАНИЕ

Третий тур, на котором конкурсанты исполняли две песни на свой выбор, наверное, был для них самым трудным. За звание лучшего боролись десять человек. «Для них это была своего рода школа. Потому что прежде всего певец самому себе должен доказать, что он достоин достигать определенных высот. Молодые исполнители также имели возможность обменяться опытом и открыть для себя новую сторону своей творческой жизни», — рассказывает Мансур Ташматов после окончания третьего тура. И кто достойно прошел эту школу, тот и стал победителем. Гран-при достался очаровательной украинке Наталье Валевской, первое место — молдаванке Ольге Варвус, второе место разделили между собой болгарка Радостина Колева и узбечка Диана Зиятдинова, третье досталось белоруске Марине Филипповой. А звания дипломантов удостоились Юлия Кисенко, Денис Татаров, Наталья Пугачева, шоу-группа «Джет» из Украины и Шерзод Давронов из Узбекистана. «Быть лауреатом такого конкурса — это неописуемое ощущение, — поделилась своими эмоциями после церемонии награждения узбечка Диана Зиятдинова. — Я восхищаюсь голосами конкурсантов. Все по-своему хорошо поют. И, глядя на них, я понимаю, что надо еще больше работать над собой и заниматься вокалом». Оценивая в этом туре конкурсантов, Мансур Ташматов отметил, что всем надо учиться чистому дыханию. «Не надо выдумывать велосипед, нужно просто побольше заниматься практическим академическим вокалом, — говорит Ташматов. — Выбирая песню, надо думать о своих возможностях. Кроме того, важно выгодно «подать» себя на сцене. Ибо когда на сцену выходит певец и «одевает» грустную маску, поет с тоской и мукой, то это мучает и слушателя. Практически все песни, прозвучавшие здесь, были драматического характера. Поэтому мне кажется, что на конкурс не стоит подбирать очень сложные для исполнения песни. Или хотя бы чередовать: одну выбрать веселую и легкую, а другую — полную драматизма и печали».

ДЕВУШКА, КОТОРАЯ ХОРОШО ПОЕТ

После вручения гран-при Наталья Валевская не могла пересказать, что она чувствует. От такого творческого взлета у нее просто не хватало слов. Ведь за семь лет существования этого конкурса гран-при вручали только дважды: Александру Пономареву в 1996 году и Ирине Шинкарук в 1998-м. А в 2004-м Наталья уверенно шла из тура в тур. Уже после второго тура все конкурсанты называли ее претендентом на победу. Организаторы и жюри конкурса также сразу заметили профессиональный рост молодой конкурсантки. «Валевская на протяжении всех трех дней была выше всех как в музыкальном, так и в художественном исполнении», — делится впечатлениями Паскал.

Даже сама история ее прорыва напоминает волшебную сказку. Жила себе в Хмельницком девушка с хорошим голосом. Пела в баре и пользовалась у посетителей популярностью. Пока певец Андрей Клеменко не посоветовал ей попробовать записать первую фонограмму. Подобрали песни, позанимались вокалом, сделали аранжировки... И поехали в 2003 году на конкурс «Мосты дружбы» в Каменец-Подольский, где Наташа получила первое место. А затем — в Черновцы, на конкурс молодых исполнителей современной эстрадной песни имени Владимира Ивасюка, где ей досталось лишь второе место. Однако в Ялте в том году Наталья не попала в число претендентов на победу. После этого в ее жизни было много изменений: поменялись суждения, оценки своего репертуара. Молодая певица начала усиленно заниматься и... готовиться к «Новой волне» в Юрмале. Из пяти тысяч заявок до полуфинала, который проводился в Москве, дошло 80 человек, среди которых была и девушка из Хмельницкого. Но по финансовым причинам ей так и не удалось попасть на «Новую волну». Хотя этот конкурс не дает исполнительнице покоя, и сегодня она собирается бросить все свои силы на подготовку к конкурсам «Новая волна» в Юрмале и «Славянский базар» в Витебске. Она уже думает над новым репертуаром. Даже написана новая песня под названием «Я и ты». А еще сегодня на ее счету — премия газеты городского совета «Проскурів» «Людина року» в номинации «Открытие 2003 года», областная премия «Подільський Оскар» и победа в Ялте. «Впереди еще множество непокоренный вершин. Да и учиться надо всю жизнь», — говорит Наташа. В своих занятиях она делает акцент на оперное пение, в частности, на школу итальянского певца Энрико Карузо.

ПРАЗДНИК ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ

«День» также поинтересовался впечатлениями от конкурса у Михаила Чембержи, народного артиста Украины, ректора Киевской детской академии искусств, который впервые присутствовал на этом конкурсе и был одним из членов жюри:

— Талантливая молодежь прекрасно продемонстрировала свои творческие данные. Я впервые присутствую на этом конкурсе, но убедился, что именно здесь дается жесткая профессиональная оценка молодых исполнителей. Глядя на них, я радовался, потому что все больше и больше убеждался: они сегодня не «беспочвенные», у них есть прекрасные возможности и серьезная школа. Хорошими были и аранжировки песен. Мне очень хотелось посмотреть, какие перспективы у наших ребят, которые приезжают сюда и ищут свой путь. Исполнители порадовали яркими сценическими и поэтическими образами, своей индивидуальностью, одухотворенной музыкой. Интересно было оценить различные школы разных стран. Мне очень понравилась песня «Край, мій рідний край» в исполнении Дианы Зиятдиновой из Узбекистана. Она наполнила эту песню восточным национальным колоритом и тем самым расширила возможности украинской песни, подняла ее до мирового значения. Это замечательно. Может, это всего лишь детали, может, они не универсальны, но даже такие маленькие явления говорят об определенных надеждах. Но я бы хотел, чтобы эти ребята знали, что сегодняшний праздник — это праздник уже вчерашнего дня. Если они завтра не будут усиленно работать, то они останутся только в истории, но не в памяти.

Юлия КАЦУН, Киев — Ялта — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ