Эта история из жизни начала превращаться в искусство с самого начала, когда рассказы о бойцах, которые в середине лета 2014 года в составе добровольческого батальона Нацгвардии отправились на Донбасс, неожиданно начали получаться у Марии Старожицкой в стихотворной форме. Маша — известный украинский политический журналист и в то же время — автор лирических стихотворений о жизни и любви, начала писать рифмованные репортажи о Майдане. А затем — и о войне...
«Той, хто вийшов із пекла,
тримає зброю в долонях,
Йде повз соняхи, їх навколо
мільйони,
І між ними спокійно,
а далі куди — невідомо,
Бо червоні озера
під Червонопільським
і чорне сонце...»
Это стихотворение из сборника «Навіщо», который увидел мир в 2015 году, посвящено «Лавру» — Валерию Лавренову, бойцу батальона «Донбасс», который вышел из Иловайского котла. Из истории любви Валеры и Насти, дочери Маши Старожицкой, родилась пьеса «Котел».
«Лавр: Я один из всех нас таки вышел к нашим. Точнее, меня подобрала машина, заметил водитель с дороги, когда из реки выплыл и так и лежал на берегу. Просто лежал и смотрел, как тучки плывут. ...Довез водитель аж до военной части в Днепропетровске, где я должен был сдать автомат. Я же его без ремня нес. Так мне пальцы разжимали, потому что словно приросли к этому железу. А потом Настя приехала. Такая родная, счастливая. Я ее за руку держал. Обнял. А потом как тучей — она такая чистая, а я войны полон, смерти, ужаса. И что-то не так пошло... Или, может, все так?.. Для меня весь этот год, как кино в кинотеатре. Иллюзия».
К годовщине Иловайской трагедии, 29 августа 2015 года, в киевской «Кинопанораме» состоялась премьера театрального спектакля «Котел». А 24 марта 2017 года в этом же кинотеатре, на фестивале Docudays UA (в рамках DOCU/ЖИТТЯ) впервые показали документальный фильм «Війна химер», режиссерами которого выступили Мария и Анастасия Старожицкие.
Посвящена кинолента Вадиму Антонову, бойцу батальона «Донбасс».
«Позивний — Літак,
Тому що Антонов,
Сьогодні збили...
А ще вчора він жартував,
Аби в добровольців,
Хто йшов на війну з Майдану,
Лікарі брали сперму І зберігали
Для дружин, коханих
І тих незнайомих дівчат,
Хто потім заплаче,
Побачивши в чорній рамці
його обличчя,
І скаже: «Ну чому,
чому гинуть найкращі?»
Авторы объединили в «Війні химер» смерть и жизнь, любовь и войну. Разные составляющие ленты, которые все время пересекаются, иногда объединяются в одно целое, а иногда как будто совсем распадаются, но существуют вместе — в одном пространстве и времени.
Во время просмотра зрители, которые последние три года смогли жить сугубо мирной жизнью, начинают видеть и чувствовать другой мир — мир войны и смерти. А те, кто только вернулся с передовой, смогут погрузиться в мир мира и любви.
Согласно словарям и энциклопедиям, слово «химера» имеет две самых распространенных трактовки. Первая — это чудовище из древнегреческих мифов, с головой льва, туловищем козы и хвостом дракона, существо, состоящее из частей, которые якобы нельзя соединить.
Второе значение слова «химера» — это удивительная фантазия, творение воображения, неисполнимая мечта.
Один из героев пьесы «Котел» — «Поэт» — рассказывает: «Есть такая или легенда, или быль, что перед Второй мировой на стене дома то ли в Италии, то ли в Германии появилась надпись, разумеется, неизвестного автора: «Если бы я был настоящим поэтом, я сумел бы предотвратить войну». Если бы я был настоящим поэтом не только по позывному, знал бы то волшебное слово, которое останавливает смерти, — поверьте, уже бы его произнес».
Мечтой авторов фильма «Війна химер» является мир, и их творчество — это попытка найти «волшебное слово», которое остановит войну. Но антивоенный посыл киноленты, который ярко проступает во многих деталях, не имеет ничего общего с призывами к капитуляции. «Війна химер» — правдивое кино о войне, не о победе, но и не о предательстве.
Снятая в стилистике натуралистических и полумистических художественных фильмов о Вьетнаме и войнах на Балканах, «Війна химер» яркая вплоть до вспышек в глазах, жестокая вплоть до боли в сердце и трогательна вплоть до перехвата дыхания. Кадры реальных боевых действий, реальных раненных, настоящей крови, реальных выстрелов из гранатометов и пулеметов по настоящим целям, реальных обстрелов со свистом реальных мин стали центром притяжения фильма, вокруг которого бурлит вся остальная снятая жизнь: дети, катающиеся на качелях во дворе полуразрушенного дома, бабушка, которая проводит «экскурсию» по руинам своего дома, Настя, едущая на современном скоростном поезде, который еще называется «Киев — Донецк», Валера, который вновь и вновь пересматривает последнее видео с «Самолетом»...
Я не знаю, что должны почувствовать во время просмотра сограждане, которые все эти три года жили себе мирной жизнью, или, например, толерантные европейцы, которые живут в тепличных условиях Старой Европы. Я не знаю, будет ли «Війна химер» «форматным» фильмом для международных кинофестивалей. Но я точно знаю, что те, кто был знаком с вдохновенными и мотивированными только на победу добровольцами образца лета 2014 года, радуются, что благодаря авторам фильма ребята словно оживают — хотя бы только в причудливом свете кинозала...
Лента «Війна химер» продвинулась еще дальше, чем поэтический сборник «Навіщо» и пьеса «Котел», в попытках отрефлексировать и осознать события августа 2014 года и жизни ДО и ПОСЛЕ. Но это еще не конец истории. У Марии и Насти Старожицких уже готов сценарий нового, теперь уже художественного фильма. Поиски «волшебного слова», которое остановит смерть, продолжаются.