Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Живопись на стекле

15 художников из Беларуси, Польши и Украины экспонируют свои работы в Национальном музее украинского народного декоративного искусства
11 апреля, 2019 - 11:02

Выставка проходит в рамках международного арт-проекта «Дорога к храму» и представляет картины, которые были созданы во время II Международного художественного симпозиума по живописи на стекле. Это мероприятие состоялось в 2018 году в Гошевском монастыре на Долинщине Ивано-Франковской области. Участники проекта рассказывают, что это особенное место вдохновляло и очаровывало их, создавая неповторимую атмосферу высокой духовности и красоты, которая нашла свое отображение в их произведениях.

На выставке в Киеве представлены работы Барбары Бартник, Андрея Будника, Оксаны Будник, Михаила Дейнеги, Виктории Демешко, Анны Дендис, Христины Иванишин, Екатерины Каркадим, Елены Кондратюк, Любови Кушпит, Марьяны Мотыги, Виктора Хоменко, Владимира Чернобая, Оксаны Чуевой, Натальи Яровой.

БОЖЕСТВЕННОЕ СИЯНИЕ

Техника рисования на стекле была известна еще в Древнем Риме и Византии.

В Украине же иконопись на стекле распространилась в конце ХІХ века преимущественно на западных поприщах. В то время иконы, выполненные в этой технике, связывались не только с религией, но и с народным бытом. Их можно было увидеть почти в каждой сельской хате. Поэтому их называют еще «народной картиной на стекле».

Интересно, что оптические возможности стекла имеют свойство создавать определенную иллюзию многомерности света. Поэтому усиленные роскошным цветочным обрамлением и насыщенным колоритом, картины на стекле наполняли жилье украинцев божественным сиянием.

— Живопись на стекле — это европейская традиция, которая пришла и к нам в Украину, — рассказывает одна из участниц проекта, известная художница из Коломыи Екатерина КАРКАДИМ. — Но она была очень близка местным украинским мастерам по цвету, сюжетам, представлению материала. Почему в народе больше всего любили святого Николая, святого Юрия? Потому что они были покровителями овцеводов, странствующих людей, потому к ним было особенное уважение. В советский период религиозная тематика была под табу для народных мастеров. Кроме того, стекло — это тонкий хрупкий материал, и его трудно было сохранить. Поэтому в определенное время казалось, что это искусство исчезло.

В настоящее время старинная техника и, в частности, тема старинной иконы переживают свое возрождение, утверждает пани Екатерина. Ее иконы, представленные на выставке, — «Архангел Михаил», «Святой Николай», «Распятие», «Богородица» — красноречиво подтверждают эти слова.

ОБЪЕМНАЯ ЖИВОПИСЬ

Среди коллекции икон на стекле выросла художница Марьяна Мотыка — одна из участниц выставочного проекта. Ее мать, Ярослава Мотыка, которая работает в отрасли керамики (произведения этой известной художницы можно увидеть в экспозиции Национального музея украинского народного декоративного искусства), и отец-скульптор были первыми учителями Марьяны. Поэтому не удивительно, что свои первые рисунки на стекле художница начала создавать еще в юном возрасте. Сначала просто перерисовывала картины, потом выполняла самостоятельные рисунки. А сейчас львовская художница  сознается, что ставила своей целью осовременить плоскостную живопись  на стекле  и сделать ее объемной. Именно этой особенностью выделяются ее произведения, представленные на выставке, — «Пастырь и его отара», «Хризантемы», «Полевые маки».

— Если в масляной живописи ты закладываешь сначала большие плоскости цвета, а затем мельчишь и ставишь цветные акценты, то в рисунке на стекле, в соответствии с традиционной техникой, я наношу рисунок сначала пером, используя тушь. Потом начинаю делать мелкие мазки-блики — на носик, зрачок глаза, складки на лице. А когда все это высыхает, я заполняю основной фон картины, — раскрывает секреты творчества художница.

НОВОЕ СЛОВО

Среди участников проекта есть и начинающие, и благодаря симпозиуму в Гошевском монастыре они имели возможность попробовать себя в этой старинной технике. Один из них — Михаил Дейнега из Ивано-Франковска.

— Раньше я занимался живописью и гобеленами, — рассказывает художник. — Но три года тому назад меня пригласили на пленэр, где я имел возможность не только познакомиться с мастерами Украины, Польши и Беларуси, но и приобщиться к их сообществу. Я начал свободно рисовать на стекле без контуров, без предварительной подготовки, и мне это удалось...

«Это настоящее искусство и новое слово в традиционной живописи на стекле», — отметила куратор арт-проекта, искусствовед Наталья СУХОЛИТ. Она считает, что эта сложная и капризная техника в настоящее время находится в Украине в несколько заброшенном состоянии. То, что сегодня можно увидеть, — это по большей части дешевые вещи сувенирного плана. Эти обстоятельства и побуждали организаторов арт-проекта приложить усилия к изучению, сохранению и развитию традиционной техники  живописи на стекле.

Выставка будет длиться до 5 мая.

Марина МАРЧЕНКО. Фотоілюстрації надано музеєм
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ