Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что сделало за год Госкино?

Филипп Ильенко отчитался о 376 запрещенных российских фильмах и сериалах и... об угрозе невыхода украинских премьер в 2017 году
14 августа, 2015 - 12:41
ФОТО ИЗ АРХИВА ФИЛИППА ИЛЬЕНКО

Почему в начале 2017 года украинцы могут не увидеть в кинотеатрах премьеры отечественных фильмов? Сможет ли фестиваль «Молодость» проходить в кинотеатре «Жовтень» в этом году? Как ведется борьба с российскими фильмами и сериалами в украинском информационном пространстве? Об этих и других важных темах отчитался на этой неделе председатель Государственного агентства по вопросам кино Филипп Ильенко во время брифинга по поводу годовщины своего пребывания в должности. А отчитываться Агентству все-таки было о чем. Это и выход на экран семи украинских фильмов, и киноакции солидарности с украинским режиссером и политзаключенным в РФ Олегом Сенцовым, и запрещение 376 российских фильмов и сериалов, и поддержка украинских кинофестивалей, таких как «Молодость», DOCUDAYS, Одесский международный кинофестиваль, «Открытая ночь» и др., и популяризация украинского кинопродукта за рубежом. По словам Филиппа Ильенко, Госкино практически ежемесячно, начиная с октября прошлого года, принимало участие в международных мероприятиях или инициировало их проведение, как результат — начался процесс подписания двусторонних соглашений о копродукции с Израилем, Аргентиной, Грузией и другими странами. Хотя проблем, которые надо решить в киноотрасли, не меньше.

ОПТИМИСТИЧНЫЕ ПРОГНОЗЫ

По словам Филиппа Ильенко, нынешний бюджет не позволяет запустить в производство новые фильмы, сегодня только дофинансируются те ленты, которые уже в работе. Поэтому весьма возможно, что в конце 2016 года украинские премьеры могут «закончиться». Для того, чтобы поправить ситуацию, Госкино, по их расчетам, нужно 120 млн гривен, и желательно хотя бы до конца третьего квартала (то есть максимум через четыре месяца). Однако, как отмечает Филипп Ильенко, относительно решения этого вопроса есть оптимистичные прогнозы. Проведя большое количество совещаний на правительственном уровне, агентство получило обещания от премьера и министра культуры об увеличении финансирования государственного кинопроизводства уже в этом году. Но конкретные цифры не звучали.

Проблема финансирования заключается не только в перераспределении приоритетных отраслей, которые нуждаются в государственных средствах, и не надо нехватку средств списывать на войну. Большую часть финансирования Госкино уже традиционно получает... в декабре, а уже 1 января кинопроизводители должны отчитаться за аванс. Поскольку кинопроизводство в целом финансируется по авансовому подходу, это не дает возможности эффективно использовать государственные средства. Именно поэтому Государственное агентство ратует за продолжение срока использования авансовых платежей, которые поступают для кинопроизводителей на следующий финансовый год. «Этот вопрос надо решить раз и навсегда, иначе нет смысла предусматривать государственное финансирование для кинопроизводителей», — говорит пан Ильенко.

К счастью, в связи с успехом украинских фильмов в прокате пополняется спецсчет Госкино, из которого агентство можем финансировать свои мероприятия. «Вообще можно сказать, что благодаря фильму «Поводырь» мы выполнили план наполнения спецсчета еще в январе и на сегодняшний день даже превзошли его в несколько раз», — рассказывает о специфике выживания государственного агентства Филипп Ильенко. Кстати, именно благодаря этому счету и экономии бюджетных средств Госкино сможет выделить больше, чем в прошлом году средств на нынешний фестиваль «Молодость», который уже традиционно стал знаковым кинособытием осени в Украине. Пока еще речь идет об около 450 тыс. гривен, но для этого надо внести изменения в приказ министерства культуры. Что же касается проведения и локаций самого фестиваля, из-за программы которого якобы был сожжен в прошлом году кинотеатр «Жовтень», то председатель Госкино надеется, что «Молодость» все-таки сможет вернуться в восстановленное легендарное место. «Насколько мне известно, Киевский городской совет принял соответствующее решение относительно финансирования и сейчас продолжаются ремонтные работы. Я лично вхожу в наблюдательный совет благотворительного фонда, который занимается сбором средств на восстановление кинотеатра», — говорит пан Ильенко.

ЗА ГОД ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРТНУЮ КОМИССИЮ ПРОШЛО 553 ЛЕНТЫ

Мешает работе Госкино и старая бюрократическая система. Эти проблемы агентство предлагает решить через усовершенствование нормативно-правовой базы — речь идет о реформировании в отрасли кинематографа. В Госкино за год разработали около 20 нормативно-правовых актов вместе с представителями индустрии для улучшения ситуации в отечественном кино- и телепроизводстве. А также ряд проектов приказов Кабмина и Минкульта, которые бы регулировали порядок доступа к публичному финансированию государственного заказа. В частности эти документы должны решить вопрос минимальных ставок авторских вознаграждений и гонораров, которые в настоящий момент, по словам председателя Госкино, «полностью оторваны от реальности».

Кроме того, в Госкино работают над усовершенствованием закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты информационного телерадиопространства Украины», более известного как «закон о запрещении российских сериалов». С августа прошлого года по сегодняшний день агентство запретило к показу 376 российских фильмов и телесериалов. По словам председателя Госкино, это достаточно сложный процесс, который нуждается в привлечении экспертной комиссии. Всего за год через экспертную комиссию прошло 553 фильма и сериала. «Мы разработали проект постановления о внесении изменений в положение о прокатных удостоверениях, и сейчас это постановление проходит рассмотрение, согласно регламенту Кабинета министров, и процедуру согласования с другими органами центральной исполнительной власти, — рассказывает Филипп Ильенко. — Также мы разработали проект приказа о наложении штрафов за нарушение закона «О кинематографии», Министерство культуры его уже утвердило и передало на согласование другим органам, в ближайшее время ждем его подписания».

Если же отойти от всех канцеляризмов и обещаний, ситуация вырисовывается такая. Пока спецсчет Госкино помогает агентству удержаться на плаву. Но, если новые премьеры не будут появляться на экранах, не будет наполняться и спецфонд. Для того, чтобы запустились новые съемки, необходимо дофинансирование из госбюджета и изменение системы поступления средств в целом. А для этого надо реформировать старую бюрократическую машину новыми поправками и нормативно-правовыми актами. Но пока как результат большого количества совещаний на правительственном уровне — только обещания.

У КАНАЛОВ СВОИ «СЕРИАЛЫ» ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ

А на фоне почти захирелой украинской киноотрасли телеканалы передают «приветы» друг другу через Госкино, сбрасывая дополнительную работу на и без того загруженную экспертную комиссию. Как говорят члены совещательного органа, у каналов свои «сериалы» во взаимоотношениях. Только завершилась эпопея, инициированная «1+1», с отозванием прокатного удостоверения сериала «ФЕС», который должен был транслироваться в эфире ТРК «Украина», как уже холдинг «Медиа Группа Украина» (куда входит телеканал «Украина») требует у Госкино решения относительно российского телепродукта «Гадалка» и «Слепая», который транслирует «1+1». И теперь экспертная комиссия должна определить, сериалы это или все-таки программы. «Последний раз, 20 июля, нам дали на просмотр пакет фильмов и сериалов из 54 названий, — комментирует «Дню» Алексей Першко, кинокритик, член экспертной комиссии по вопросам кинематографии при Госкино. — Согласно положениям, Госкино должно вынести свое решение на протяжении 10 рабочих дней после подачи документов прокатчиком. В составе комиссии сейчас осталось около 20 человек (обычно состав этой комиссии насчитывал 40 человек. — Авт.)... Я не понимаю, почему при всей нашей нагрузке мы еще и этим занимаемся. Это не просто утруждает работу экспертной комиссии, мы занимаемся вообще не своим делом. Это борьба интересов третьих лиц, а не борьба за чистоту украинского эфира». Очень часто это утверждение можно применить к процессам, происходящим в украинском кино- и телепроизводстве. И ситуация не изменится, пока не реформируется вся система.

Анна СВЕНТАХ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ