Жанр авторской колонки занимает достаточно заметное место в современной журналистике, причем речь идет не только о качественных общественно-политических еженедельниках, но и о массовой развлекательной периодике. Общественный запрос на субъективно окрашенную публицистику возник на протяжении последних десятилетий — в результате высвобождения масс-медиа из-под давления цензуры и естественного стремления людей знать и анализировать разные точки зрения, высказываемые авторитетными фигурами. Украинские СМИ имеют немало примеров добротной колумнистики, в жанре которой продуктивно работают известные интеллектуалы — Евгений Сверстюк, Мирослав Маринович, Анатолий Стриляный, Юрий Андрухович, Юрий Макаров, Николай Рябчук, Ярослав Грицак, Тарас Возняк, Виталий Жежера, Игорь Лосев и многие другие. Читательская популярность колонки нередко побуждает редакцию, да и самих авторов к изданию сборников («Репортаж з двохтисячного року» Оксаны Забужко, «Порт Франківськ» Тараса Прохасько, «Кухня егоїста» Светланы Пыркало).
Среди ряда публицистических книжек, относительно недавно увидевших свет, особое внимание привлекает подборка статей «Богородиця у синагозі» (2010) ведущего украинского журналиста Виталия Портникова, которого, кажется, не стоит специально представлять аудитории. Его компетентные и не лишенные сарказма комментарии по поводу политических процессов в государстве и мире регулярно звучат в студиях телевизионных ток-шоу, на волнах «Радио «Свобода» и на страницах многочисленных изданий — украинских, русских, белорусских, латвийских, эстонских, польских, израильских. Сейчас он — главный редактор канала «ТВі» и ведущий программы «Правда Виталия Портникова». Своеобразная «диверсификация рынка» позволяет этому на удивление плодотворному автору общаться с более широким кругом людей и чаще побуждать их к размышлениям.
Впрочем, тексты, помещенные в сборник «Богородиця у синагозі», несколько выпадают из контекста политической аналитики, в области которой обычно работает Виталий Портников. В отличие от предыдущей книжки «Почему Медведев?» (2008), в которой обстоятельно рассмотрены мотивы и логика операции «Преемник президента», в основу «Богородиці...» положены дневниковые заметки журналиста, публиковавшиеся в еженедельнике «Зеркало недели» с сентября 2000 г. до августа 2006 года. В целом статьи Портникова можно разделить на две группы: портреты и путешествия, которые тесно переплетаются между собой, создавая увлекательный калейдоскоп имен и мест: Капущинский, Варшава, Шептицкий, Минск, Ругова, Мюнхен, Горбачев, Киев, Аденауер, Марибор, Кравчук, Днепропетровск, Лукашенко, Белград... Именно такие короткие названия журналист использует в качестве заглавия своего дневника, отталкиваясь от которых, он выходит на, временами, неожиданные обобщения, элегантно связывая Либерию и Украину, Эдинбург и Киев, Македонию и Крым.
В эпицентре внимания Портникова находятся не быстротекущие вещи (кулуарные интриги или борьба за финансовые потоки), а фундаментальные общечеловеческие ценности: честность, порядочность, нравственность, патриотизм, интеллектуальная отвага, толерантность в мультикультурном мире. В конечном итоге, все то, что в идеале должно было бы господствовать в цивилизованном и ответственном обществе. Кстати, слова «ответственный» и «общество» журналист употребляет чаще всего. Возможно, потому что как раз этих понятий, наполненных конкретным содержанием, не хватает нашей (и не только нашей) стране. Без активного, мыслящего и свободного гражданина с высокой культурой невозможно появление настоящей политической и интеллектуальной элиты (без всяких кавычек), моральных авторитетов уровня Ежи Гедройца, Андрея Сахарова и Олеся Гончара, равно как и функционирование влиятельной профессиональной журналистики.
Оценки, которые делает Портников, достаточно критичные, если не сказать безжалостные, временами они звучат почти как диагноз или приговор: «Все мы — граждане маргинального общества. Поэтому и разрушаем, вместо того, чтобы строить. Поэтому и решаем собственные проблемы, вместо того, чтобы быть честными хотя бы перед самими собой. Мы не являемся гордостью этой страны, мы являемся ее позором. Мы оказались неспособны построить не то, что независимую страну, мы даже независимую журналистику не создали. Мы такие же безразличные, как и все наше общество». Тем не менее, эти отчаянные рассуждения не лишены позитивной перспективы, правда, она не кажется слишком близкой и тем более радужной. Публицист, который, по собственному признанию, даже во времена самых сильных депрессий остается оптимистом, утверждает, что на пути построения новой Украины не стоит ждать чудес, ведь наше блуждание по пустыне только начинается, а землю обетованную увидят разве что дети современной молодежи, которые будут жить в нормальном европейском государстве.
Успешное развитие Украины, по убеждению Портникова, не менее важный для соседних стран, в первую очередь Беларуси и России, поскольку будет побуждать их общества к переменам к лучшему (так же, как украинцев вдохновляет близкий опыт Польши, Чехии, Словакии, Венгрии или Литвы). Постсоветский характер политики и экономики, преимущественно бедное население, кучка алчных олигархов и авторитарные правители — все эти факторы никоим образом не отбирают у Минска и Москвы права принадлежать к Европе, которая является лишь вопросом времени: «Должны быть заинтересованы белорусской судьбой, если не как собственной, так, по крайней мере, как близкой. Было бы неплохо, если бы мы вышли из чащи наших разочарований вместе, оставив своих эгоцентричных поводырей где-то в ее дебрях. Никто не предлагал — вместе с новой Беларусью в Европу?» Ведь, вспомним, что когда-то диктаторские Португалия, Испания, Сербия или Албания все-таки смогли вернуться в европейский дом. Переживая за лучшую судьбу своей страны, колумнист полностью в духе лозунга «За вашу и нашу свободу» искренне желает того же и соседним народам, в частности, в дни оранжевой революции он написал такие пронизывающие строки в дневнике: «Нельзя любить Украину и не любить Беларусь, и наоборот. Это внутри нас, даже когда мы об этом не думаем, и эта связь неразрывна. Сообщество, появившееся в Украине, уже никуда не исчезнет. И как в сообщающихся сосудах, это ускорит рождение и победу сообщества в Беларуси. Потому что если мы будем чувствовать себя свободными людьми, то вряд ли будем спать спокойно, зная, что вы не с нами. И это не эмоции и не лирика, это самый, что не есть холодный политологический анализ. Потому что так и будет. Уже скоро. Не разбиць, не спыниць, не стрымаць». Портников неслучайно так проникается проблемами белорусов (и добавим: валлийцев, ирландцев, шотландцев, левел), поскольку вызовы, которые стоят перед ними, в частности, языковые, кажутся ему чрезвычайно близкими, потому что он как украинский еврей генетически происходит из умершей культуры идиш, «ассимилируемой» в Освенциме и Бабьем Яру. Поэтому сейчас речь идет не просто о развитии белорусского языка, а о его спасении от окончательной маргинализации и (само)уничтожения, которые не могут оправдать никаких лозунгов об «общей колыбели», «православной цивилизации» и «союзном государстве», в мнимой искренности которых мы недавно убедились. Как афористически подытоживает журналист, народ, который лишается сам себя, никогда не будет счастлив.
Важной и заметной составляющей публицистики Портникова является постоянная апелляция к разным книгам. Это именно тот случай, когда о ком-то говорят «человек книги». На страницах «Богородиці...» встречаем многочисленные пассажи по типу: «Мрачными зимними вечерами в Женеве я читал рассказы швейцарских писателей...»; «Использовал новогодние дни, чтобы прочитать претолстый том «Искусство управления государством» — полумемуаров-полуучебника жизни Маргарет Тетчер»; «Находясь в Киеве пытаюсь изменить круг чтения — так, чтобы киевская книга отличалась от того, что прочитываю в других городах». Систематическое чтение литературы, по убеждению публициста, дает лучшее и более осмысленное ощущение цивилизационного развития. Особая страсть Портникова — это книжные магазины и неповторимая атмосфера покупки книжек, что по европейским канонам совмещает магазин, библиотеку, кофейню, интернет-центр и продажу прессы. Именно в таких уютных местах, а не в советских «книжных гастрономах», могут образоваться «островки человеческой атмосферы», которые в конечном итоге объединятся и станут целой страной. Таким образом, постоянное чтение литературы и создание в Украине современных книжных сетей становятся индикаторами нормальной жизни и сближают наши города с Берлином и Копенгагеном, Варшавой и Будапештом.
Талантливая публицистика Портникова является естественным продолжением традиций украинской дневниково-мемуарной литературы, но в то же время свидетельствует об оформлении характерных тенденций современной журналистики. В первую очередь, речь идет об акцентированной личностной интонации, широком взгляде на мир, включенности в европейский контекст, удачном построении аналогий и их оригинальной привязке к текущему контексту. Не менее ценным кажется и систематическое напоминание о, казалось бы, забытых высоких моральных и гражданско-патриотических ценностях, что на удивление метко сформулировано в одном из эссе: «Во времена национального кризиса нужно быть требовательным не только к родине, но и к самому себе. Не врать, не пачкаться. Думать».