Участие Александра Пономарева в «Евровидении 2003» — лишь в какой-то степени музыкальная новость. Этот долгожданный дебют ценен для нас, украинцев, как для родителей первые шажки их чада. Конечно, и место важно, но только в случае победы. А дальше — второе или, как у Александра — четырнадцатое, по большому счету, несущественно. Оно кажется неудачей только после прогнозов относительно первого места или попадания в тройку призеров. Само действо вокруг нашего участия в конкурсе может несколько шумновато, но весьма позитивно для имиджа страны. Так и вижу какого-нибудь из 200 миллионов телезрителей «Евровидения», который удивленно переспрашивает после объявления участника: «Украина? Не знаю, где это, но певец симпатичный» и потом невольно ассоциирует нашу страну с летящим вокалом Пономарева.
Тем, кому в краине хотелось непременно добавить негатива в это событие, обсуждали безальтернативность кандидатуры певца. Не думаю, что кому-то было бы легче, если бы прорыв на «Евровидение» не состоялся и в этом году. Ведь половина финансовых проблем, связанных с подготовкой к конкурсу, ложилась на самого исполнителя. Спорщики, поднимавшие этот вопрос, наверно позабыли, что наша страна — не самая богатая. В послевоенном 1946 году советская хоккейная сборная выступала на чемпионате мира в танковых шлемах вместо хоккейных. Но для изысканного европейского конкурса одного энтузиазма мало. К этому надо было добавить $100 тысяч за подготовку и участие в конкурсе. Ведь даже самые популярные украинские исполнители могут позволить себе только один концерт в году в Национальном дворце «Украина», и то часто себе в убыток. При том, что наша эстрада имеет свое «лица не общее выражение», ей нелегко конкурировать с российской. Кстати, смотря концерт «Евровидения», невольно сравнивала его с прибалтийским же конкурсом с участием россиян в Юрмале ( в пользу последнего). И любой телевизионный концерт нашего восточного соседа даст фору «Евровидению», по сути, соревнованию эстрадной элиты Европы. А профессиональное выступление Александра удачно контрастировало со звездочками мировой величины «Тату» (которых выручила их популярность). И это Пономарев ездил в Ригу на «Линкольне», а Киркоров был в его группе поддержки. А о том, что Алла Пугачева в свое время на этом состязании дальше 15- го места не пробилась, не вспоминал только ленивый.
Трансляции предшествовал PR нашего конкурсанта в европейских странах и передачи УТ-1 об участниках «Евровидения». Думаю, интерес к этим передачам мог бы повысить более удачный выбор ведущих. Наконец, наступил час «Икс» и все украинские меломаны (уже не только в качестве зрителей, но и участников голосования) настроились на УТ-1. К сожалению, мне подключиться к голосованию не удалось. Все пять минут трубка отвечала на звонки короткими гудками, но это уже претензии к УТЕЛ (компании, обеспечивавшей связь). А украинский эфир был несколько смазан излишней эмоциональностью. Первые баллы «на счет» Украины поступили не сразу, и ди-джеи, комментировавшие трансляцию, буквально рвали на себе волосы. Были откровенно расстроены результатом и гости в студии УТ-1, обсуждавшие событие после прямого эфира из Риги. Кузьма (группа «Скрябин») резко заметил, что турчанка-победительница выделялась разве что длинными лентами костюма. Не хватало раскованности и не слишком органично звучал в устах Людмилы Хорив английский, когда она сообщала результаты голосования по Украине. А во время экспресс-обсуждения ведущая УТ-1 просто стушевалась. Возможно, имело смысл во время ответственной трансляции подключить коллег из других телекомпаний. Такой опыт, и удачный, уже был.
Итак, эфир. Маленькая 2,5- миллионная Латвия в своем уже капиталистическом далеке показалась весьма благополучной и демократичной. Даже полицейские, чтобы не раздражать публику, надевали забавные маски котов. Впечатляющая сценография, остроумное расположение «грин-рум» (зал участников), таблица голосования и другие моменты показались более совершенными, чем в прошлом году. А шлягеров от мероприятия, как оказалось, никто и не ждал — за 48 лет своего существования конкурс подарил миру их от силы 5—7. Просто любопытствовали, что же придумали исполнители.
Второй главный укор, адресуемый после выступления Пономареву — отсутствие национального колорита. Хорошо еще, что не упрекают его в отсутствии гражданской позиции. Поляк спел: «Посмотрите из Космоса на Землю и не увидите границ. Нам не нужна война» и вошел в десятку. Но что сказали бы сильные задним умом критики, если бы с украинской песней Александр занял бы еще более скромную позицию. Хотя... Жаль, что нельзя было предложить европейскому слушателю вечную «Червону руту». Известно мнение Пугачевой, что «Евровидение», прежде всего, конкурс песни. И тактика нашего исполнителя — выбор композиции, созвучной наибольшему числу людей, — была нацелена на успех, а не на популяризацию украинской культуры. Но жители Европы в этом году оценивали, прежде всего, оригинальность. Необычный язык бельгийки, комическую манеру исполнения австрийца, певшего о прелестях индивидуализма и даже пятидесятилетнюю озорницу из Германии, которой не жить без дискотек. А первый приз Сертаб Эренер — награда за верность избранной линии. Помнится, и в прежние годы представители Турции пели песни с восточным колоритом. Ребус успеха еще предстоит разгадать Украине. Но лучше относиться к «Евровидению» как к занятной игре, скорее, возможности дружеского общения, в ходе которого украинцы вместе с другими народами рассказывают миру о своих талантах и музыкальных вкусах.