С 19-го на 20-е мая в Острожской академии пройдет ночь украинского кино: университет совместно с режиссером Михаилом Ильенко организует показ фильмов, национальных не только по производству, но и по характеру. Цель, которую выдвигают перед собой организаторы проекта «12 + 1 час украинского кино», — на фоне упреков относительно непопулярности национального продукта, заявить о желании, в частности молодого поколения, смотреть фильмы, снятые «своими и для своих».
Собственно говоря, существующий стереотип отчасти разрушил фильм Михаила Ильенко, который тоже будет представлен в программе острожского кинопоказа «ПрошедшийСквозьОгонь». Появившись в январе на больших экранах, фильм в течение 46 дней находился в топ-10 по количеству зрителей, невзирая на то, что места в вечерних сеансах ему практически не достались.
Кроме показа «ПройшедшийСквозьОгонь» и общения с режиссером, продюсером и героями фильма, зрителей ожидает ночная трансляция короткометражек и анимационных фильмов, в течение прошлых лет завоевавших победу на фестивале «Открытая ночь», и обычно — активный обмен мнениями. По словам режиссера, за неполных два дня планируется показать около тридцати короткометражных фильмов разных лет, принимавших участие в фестивале, в основном работ призеров.
Напомним, фестиваль «Открытая ночь» уже шестнадцать лет подряд проходит в Украине и аккумулирует лучшие работы отечественного производства, которые практически невозможно увидеть ни на больших экранах, ни по телевизору. Коллекция фестиваля насчитывает более 500 фильмов, среди которых — работы победителей международных фестивалей: Марины Вроды (Канны), Тараса Ткаченко и Степана Коваля (Берлин). В прошлом году организаторы ввели эксклюзивную форму контакта со зрителями: фестиваль прошел синхронно в Киеве, Запорожье, Черновцах, Днепропетровске, Ивано-Франковске, Львове. Вполне возможно, что в дальнейшем к этой инициативе присоединится и Острог.
Собственно, проект «12+1 час украинского кино», как отметил в интервью «Дню» Михаил Ильенко, это тоже «одна из форм распространения фестиваля». А еще — это хороший пример того, как на практике действует механизм сочетания «островков разумного и живого» в стране, над чем вот уже 15 лет работает и «День».
Идея проекта возникла интересно и несколько необычно:
«В прошлом году во время фестиваля «Открытая ночь» в Тбилиси мы познакомились с бывшей студенткой Острожской академии Витой Базан. Во время общения и возникла такая простая идея продолжения гастрольной деятельности фестиваля — провести его в академии, — рассказал режиссер. — Предполагается, что в этом году фестиваль будет проходить на многих площадках одновременно (мы опробовали эту практику в прошлом году, когда у нас было шесть разных площадок в разных городах). Острожская академия тоже хочет присоединиться к фестивалю. Но поскольку в этом году из-за чемпионата по футболу он буде проходить в июле, когда в университете каникулы, мы решили начать вот с такого проекта — «12+1 час украинского кино». Сегодня национальному продукту очень сложно поробиться к зрителю, и мы делаем все, чтобы облегчить эту процедуру. И хотя это не широкий экран, тем не менее это контакт со зрителем, который и интересен, и необходим».
Собственно говоря, в европейских странах, в которых развивается национальная киноиндустрия, механизм производства кино основывается в значительной степени на заинтересованности зрителя, который готов платить за него деньги. Можно ли говорить, что украинцы продвинулись в понимании необходимости инвестировать в свое кино, «День» спросил у Михаила ИЛЬЕНКО:
— Существует просто зрительский голод. Но, во-первых, он очень слабо удовлетворяется, поскольку мало такого украинского кино, о котором действительно можно сказать, что оно украинское. Относительно готовности инвестировать — нет необходимых механизмов. Для того чтобы это происходило, нужен механизм проката фильма, законы, которые хотя бы гарантируют что-то отечественному производителю. В настоящий момент таких механизмов, законов практически нет. На афишах кинотеатров вы увидите Америку. В телепрограмме — Россию. И когда мне говорят, что законы у нас есть, я спрашиваю, почему они не работают? Фильму «ПрошедшийСквозьОгонь», который, безусловно, доказал, что зритель готов покупать билеты, было очень легко в прокате. Слава богу, что дистрибьютором ленты был Богдан Батрух и его структура «Би енд Ейч». Он сделал все, чтобы зритель увидел этот фильм. Но когда фильм доходил до конкретных кинотеатров, а их было около восьмидесяти, то оказывалось, что экран зарезервирован заранее на год — и никто не собирается отказываться от американского фильма, чтобы показать наш. Поэтому пробиться на экран украинскому кино очень тяжело.
— Ваш фильм разрушает определенные стереотипы относительно украинского кино, доказывает, что зрителю оно интересно — и это некое новое явление на украинском кинорынке. И в то же время вы вспомнили Богдана Батруха — буквально несколько недель назад мы наблюдали, что происходило с его компаниями из-за стремления определенных групп монополизировать рынок украинской киноиндустрии. И это две противоречивых тенденции. Как вы думаете, какая из них победит?
— Ситуация с Батрухом на самом деле еще не решена, эта процедура продолжается. Один к одному складываются очень неприятные факты, которые я расцениваю как продолжение атаки на украинское кино. Невзирая на многочисленные протесты против показа фильма «Матч», ему дали прокатное удостоверение. Фактически отменили обязательный дубляж на украинском языке иностранных фильмов. Представьте Францию, где вдруг на уровне правительства было бы принято постановление, чтобы иностранные фильмы на французском экране показывали на английском, немецком или русском. Какая тенденция победит? Я в общем оптимист, иначе не было бы моего последнего фильма, поэтому думаю, что это очередная война. Их будет еще много — такая у нас карма в Украине. Но я думаю, что эта война пройдет, и — как бы это пафосно ни звучало — украинское кино не исчезнет с культурной карты мира.
— В одном из интервью главный герой вашего последнего фильма Дмитрий Линартович сказал, что фишка украинского кино заключается в том, что оно поэтическое. В вашем фильме эта поэтичность ярко проявляется. Соглашаетесь ли вы со словами Линартовича?
— Я вообще считаю, что если в фильме нет чего-то такого, что невозможно рассказать прозой, то это, скорее, просто сюжет. В каждом настоящем произведении искусства эта черта проявляется, ведь невозможно передать словами музыку Бетховена или стихи Лины Костенко. Это, собственно, и есть поэтичность. Этот термин иногда дезориентирует, не могут найти адекватного определения этого феномена. Последний всплеск, условно говоря, поэтического кино был связан с Украиной, и мы должны этим гордиться. Я очень горжусь тем, что один из зрителей написал о моем фильме, что это «поэтический екшн». Собственно говоря, я таким его и делал.