Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Самое важное — мысль

В программе «Диалог» на канале «Культура» — разговор Оксаны Пахлевской и Ларисы Ившиной
11 февраля, 1996 - 19:11
ИНИЦИАТОР «ДИАЛОГА» — ТАМАРА БОЙКО / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Не стоит утверждать, что украинское телевидение — безнадежно. Время от времени из своих эфирных дебрей оно все же выдает что-то ценное. Правда, строго дозированно и преимущественно в ночное время. Классический пример — программа «Документ» на «1+1» с ее ведущими Ларисой Денисенко, Анатолием Яремой и их гостями — творческими и научными работниками, которая выходит в эфир в полночь по будням. И на том, как говорится, спасибо. Потому что не так давно позиции «Документа» в сетке вещания были совсем жалкими — где-то между 3-мя часами ночи и 5-ю утра.

Между тем канал «Культура», который создавался в 2004-м году как двигатель культурных телепроцессов в Украине, находится в далеко не «движущем» состоянии. Прежде всего — технологически. Даже не посвященного в процессы телепроизводства читателя, очевидно, поразит тот факт, что украинский канал «Культура» фактически создается двумя камерами, одна из которых постоянно выходит из строя. Но самое главное то, что канал все-таки работает и ему удается делать собственный суперэксклюзивный продукт (как обширное интервью с Павлом Загребельным), который еще предстоит оценить (или, по крайней мере, увидеть собственными глазами) украинскому обществу. Как и прелести формата, который условно можно обозначить как «разговоры умных людей об умном». Программа «Диалог» — воплощение отмеченного формата. А главным ее творцом является старший редактор канала Тамара БОЙКО. Именно пани Тамара предложила уже реализованный на колонках новогоднего «Дня» диалог между Оксаной Пахлевской и главным редактором газеты Ларисой Ившиной воплотить еще и на экране.

Стоит сказать, что подобные диалоги интересны, прежде всего, тем, что происходят не по сценарию с четко расписанными репликами. Это своеобразная импровизация, положенная на прагматичное звучание интеллекта. Игра мыслей и рефлексий. И даже если разговор кружит вокруг одной и той же темы, он никогда не ходит по кругу, а уравновешенные рассуждения превращаются в захватывающее зрелище.

Между тем «День» обратился к пани Тамаре БОЙКО, чтобы задать ей несколько вопросов, в частности, что касается того, почему украинское телевидение упрямо игнорирует формат «умные разговоры умных людей»?

— Сегодня телевидение предпочитает преимущество быструю смену картинок, динамику, — считает Тамара БОЙКО. — Зато такие диалоги многие называют «говорящими головами». Кстати, как-то сотрудница Музея Михаила Булгакова Кира Питоева ответила на это: «Как я люблю «говорящие головы» и как я не люблю мелькающее безголовье!».

У нас у единственных записан диалог с Анатолем Перепадей, диалог Мирослава Поповича и Сергея Крымского. Только на канале «Культура» в программе «Диалог» в эфире можно увидеть Давида Боровского. Эту программу мы снимали после премьеры спектакля «Глузливе моє щастя», когда он был в Киеве в последний раз. Тогда Боровский был в хорошем настроении, рассказывал об уникальных вещах, в частности, о том, как он работал с Балабаном — режиссером Театра Франко, учеником Курбаса. Всем, что у него есть самобытного, Давид Боровский обязан Киеву, то есть украинской культуре.

Самое важное в таких программах — это мысль. И люди на экране не просто выражают глубокие мнения. Сами по себе это чудесные люди, потому что они — умные. Почему в настоящий момент такой популярный канал «Ностальгия»? Потому что там есть человек. А что может быть интереснее человека? Мы стремимся привлечь внимание к философии, серьезной литературе, историческим темам. В частности, о Мазепе у нас говорили Тарас Чухлиб и директор Музея Гетманства Галина Яровая. Таких людей сложно привлекать к съемкам, потому что, как правило, они очень заняты, хотя к нам они относятся с доверием и не отказывают нам. Мирослав Попович — это вообще «наш человек». Он записал для «Культуры» 26 программ «Очерки истории украинской культуры», которые мы постоянно повторяем в эфире в разное время — ведь люди должны это видеть и знать.

— Кажется, сегодня немногие из наших телеменеджеров задумываются над тем, что украинцам нужны такие программы.

— Как можно терять свое интеллектуальное богатство?!

Я только что начала работу над программой о Георгии Якутовиче. Мы встретились с его сыном Сергеем, долго думали над тем, кто может рассказать о Якутовиче-старшем. И выяснилось, что почти все из тех, кто мог поделиться своими воспоминаниями, умерли.

— И умерли невыслушанными?

— Да. Поэтому, перепуганная этим, я сразу же поехала и сняла передачу с Юрием Игнатьевичем Юрой, сыном Игната Петровича. Скоро эта программа выйдет в эфир.

До последнего времени мне было неизвестно, что жена Милютенко до сих пор жива-здорова. Ей почти 90, и она играет в Театре Франко и даже преподает.

Хотя у нас очень плохой звук, мы единственные транслируем симфонические концерты. Для качественного звучания микрофоны должны стоять возле каждого инструмента, который задействован в оркестре. А у нас микрофон один.

К тому же, у нас абсолютно нет средств на закупку фильмов. Нет павильона. В нашем пользовании всего-навсего две камеры. Одна из них недавно вышла из строя.

Мы не имеем архива, фактически нам придется его создавать самим.

Так как государство относится к культуре в целом, таким же образом оно относится и к каналу «Культура».

— Кстати, перед выборами снова возник вопрос об общественном вещании. Как в систему общественного телевидения должен, по вашему мнению, вписаться канал «Культура»?

— Я считаю, что канал «Культура» должен существовать абсолютно отдельно и быть посвящен исключительно высокому искусству.

«Диалог» Оксаны Пахлевской и Ларисы Ившиной смотрите в эфире канала «Культура» в пятницу 19 февраля в 19.15 и в повторе — в субботу 20 февраля в 9.20.

Мария ТОМАК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ