Последние данные по рабочим протестам, обнародованные китайским правительством, составляли 100 тысяч за 1999 год. Но согласно внутреннему отчету Министерства общественной безопасности за 2001 год, число протестов «начало стремительно расти» с 1997 года, когда XV конгресс Коммунистической партии санкционировал массовые сокращения на заводах и фабриках с целью повышения «эффективности». Несмотря на то, что правительство прилагает все усилия для предотвращения освещения протестов в средствах массовой информации или, по крайней мере, приуменьшения их масштабов и подрывного эффекта, оказалось возможным собрать информацию о почти 200-х не связанных друг с другом рабочих протестов с 1994 по 2004 годы, когда имели место тысячи подобных событий, не получивших широкого освещения. Некоторые сообщения появляются на страницах изданий в Гонконге, некоторые — в китайских публикациях, некоторые же в западных СМИ.
Во всех случаях прослеживается рост общей тенденции: правительство, будь то в Пекине или на местах, обычно с терпимостью относится к не создающим много шума, маломасштабным и относительно безвредным маршам и сидячим забастовкам рабочих и крестьян с петициями или транспарантами. Власти проявляют особую снисходительность, если протесты носят спонтанный характер, плохо организованы, локализованы и не имеют ярко выраженных лидеров.
Гораздо менее терпимо политическая элита относится к протестам, мобилизованным диссидентами, характеризующимся некоторыми элементами насилия, проявляющим определенные признаки организованности и угрожающим перерасти в крупномасштабные акции или привести к перекрытию крупных транспортных магистралей. Действительно, события такого рода, привлекающие внимание СМИ за пределами Китая, обычно включают блокирование железных дорог и крупных городских улиц, а также столкновения с властями, задержания и аресты.
Что же вызывает столько недовольства в стране, растущей и богатеющей изо дня в день и придающей такое большое значение «стабильности»? Причиной беспорядков может быть невыплата зарплат и пенсий, внезапное и массовое сокращение рабочих мест, коррупция в государственных структурах, приведшая к банкротству некоторых промышленных предприятий, а также потеря большинства социалистических пособий и льгот, существовавших с установления коммунистического режима в 1950-х годах. Действительно, по мере того, как уровень жизни многих китайцев улучшается, сокращение рабочих мест напрямую привело к обнищанию около одной восьмой части официально зарегистрированных жителей многих больших городов.
С целью ликвидации того, что китайские лидеры пост-маоцзедуновской эпохи посчитали неконкурентоспособными пережитками плановой экономики, около 60 миллионов работников были уволены с государственных предприятий с начала 1990-х годов, после того, как эти предприятия обанкротились вследствие отсутствия современных технологий и оборудования, плохого управления, хищений, крупных выплат по линии социального обеспечения или конкуренции со стороны современных и более эффективных негосударственных предприятий как в Китае, так и за его пределами. При отсутствии надежных альтернативных путей для выражения недовольства толпы уволенных и принудительно отправленных на пенсию (или частичную пенсию) рабочих все чаще бросали вызов властям на протяжении последнего десятилетия.
Неужели это самопровозглашенное «народное» правительство не беспокоит растущее обнищание и недовольство городского населения? И почему режим, одержимый стремлением к стабильности, допускает столько нестабильности?
В действительности, несмотря на то, что китайских лидеров очень беспокоит эта ситуация и они часто обсуждают создавшееся положение, их возможности ограничены рамками переходного состояния Китая от одной системы к другой. Постоянное напоминание об опасностях «социальной нестабильности» и неустанные старания удержать власть в своих руках заставили Коммунистическую партию иметь дело с реальностью этих вспышек и стоящих за ними причин при ограниченном наборе средств для исправления ситуации.
Реакция партии иногда сводилась к принудительным мерам, но имели место и компенсационные попытки, потребовавшие всей энергии государственных служащих, занятых в сфере труда, соцобеспечения и гражданских дел, вынужденных выделить внушительные суммы в связи с чрезвычайными обстоятельствами с целью восстановления спокойствия. Одной из серьезных инициатив была «Программа предоставления новых рабочих мест» (начавшаяся по всей стране в 1998 году), целью которой было устройство жизни сокращенных работников государственного сектора посредством предоставления им минимальных пособий, медицинского страхования, пенсий, а также новых рабочих мест или льготных условий для начала собственного малого бизнеса.
Центральное правительство выделило внушительную сумму в размере 77,9 миллиарда юаней в 2004 году на помощь сокращенным рабочим и беднякам, в то время, как местные власти также увеличили расходы на эти цели. Печальная правда заключается в том, что, вероятно, только четвертая часть всех рабочих, уволенных с заводов и фабрик, получают какую-то поддержку от государства. Однако в отношении миллионов людей, которые ее получают, эта политика в корне пресекла всякое проявление недовольства, прежде, чем оно переросло в открытые протесты.
По мере лучшего осознания рабочими своих прав, они все чаще обращаются с жалобами в суд: с 1995 по 2001 годы количество трудовых диспутов, рассмотренных судом, выросло с 28000 до 101000. Надо признать, что рабочие часто обнаруживают, что арбитражный суд не является эффективным инструментом для них из- за взяточничества и влияния руководителей заводов и фабрик, выступающих в роли ответчиков на таких процессах. Однако удовлетворение жалоб правовыми путями временно переключило внимание, по крайней мере, некоторых недовольных рабочих с улиц к официально санкционированным процедурам, что сократило количество уличных демонстраций.
Несмотря на это, за последние несколько лет количество городских протестов в Китае существенно выросло и, согласно данным полиции, они становятся более масштабными и лучше организованными. До сих пор режиму удавалось поддерживать общую стабильность посредством контроля средств массовой информации (не позволяя, таким образом, одному движению протеста узнать о других и присоединиться к ним), а также откупаясь от разгневанных безработных временными пособиями и подавляя и отправляя в тюрьму тех, кого не удается разубедить. Но это только временные меры, и если рассматривать сложившееся положение в тандеме с волнами крестьянских протестов, вызванных произволом в налогообложении, коррупцией среди государственных чиновников и беспричинной конфискацией земель, эти протесты представляют серьезную опасность для партийных лидеров. Политическая угроза в этих случаях исходит не от студентов и интеллектуалов, как в 1989 году, а от рабочих и крестьян — представителей тех самых угнетенных классов, на которых Мао построил свою революцию и от имени которых Коммунистическая партия управляет страной.
Дороти Дж. СОЛИНДЖЕР — профессор политологии и содиректор Центра азиатских исследований Калифорнийского университета в Ирвине, а также старший научный сотрудник Института Восточной Азии Колумбийского университета.