Переговоры в размещении ПРО в Европе происходят согласно английскому выражению «By fits and starts», то есть судорожно, рывками. Варшава требует, как считают американцы, слишком многого, а польские политики не хотят прогадать. Тем более что их чешские коллеги, в принципе, добились, чего хотели, став одним из привилегированных союзников Америки в Европе. Хотя обе стороны выражают оптимизм, не очень ясно, будет ли заключен договор по ракетам до ноября, когда в США состоятся выборы. Новая администрация может занять несколько иную позицию — и тогда либо решение проблемы отложат, либо вообще вопрос будет закрыт. Тем не менее, проблема защиты от иранских ракет не снимается с повестки дня. Поэтому Пентагон нашел промежуточное решение, способное в какой- то мере заменить ПРО в Европе.
Принято решение о размещении американского радара системы противоракетной обороны в Израиле. После развертывания он будет использоваться обеими странами и вступит в строй уже к началу следующего года. Вашингтон также в значительной степени финансирует программу развития израильских систем ПРО. «Как и израильтяне, мы видим, что иранцы ускоренными темпами наращивают свой ракетный потенциал, и мы работаем над тем, чтобы помочь Израилю как можно скорее укрепить оборону», — заявил пресс-секретарь Пентагона Джефф Моррелл.
УГРОЗА И РЕАЛЬНОСТЬ
Особое беспокойство в Израиле и США вызвали проведенные в Иране в начале июля текущего года военные учения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) под кодовым названием «Пайамбарэ азам-3» («Великий пророк-3»). Гвоздем их программы стали запуски усовершенствованных ракет «Шахаб-3» («Метеор-3») с дальностью полета до 2 тыс. км. В этом случае в зоне их действия будет вся территория Израиля, о чем заявил личный представитель религиозного лидера страны аятоллы Хаменеи в ВМС КСИР ходжат-оль-эслам Али Ширази. По его словам, первым ответом на потенциально возможные военные акции врагов станет уничтожение Тель-Авива и военного флота США в Персидском заливе. Его страна, по словам А. Ширази, находится сейчас на пике военной мощи. Просматривается определенная связь между проведенными в Иране испытаниями модернизированной ракетной техники и подписанием в Праге Договора о размещении средств ПРО в Восточной Европе. Госсекретарь США Кондолизза Райс заявила в столице Чехии, что цель подобного щита состоит в противостоянии реальным вызовам безопасности. Развитие иранской ракетной программы, по словам Райс, как раз и представляет такого рода угрозу.
Вместе с тем к несколько хвастливым заявлениям иранских политиков и военных следует относиться с изрядной долей скепсиса. Главнокомандующий силами КСИР генерал Джафари обозначил цель ракетных испытаний следующим образом: «Мы испытывали дальность и точность поражения наших ракет, и тесты прошли удачно. Эти успешные маневры станут залогом мощи Исламской Республики. Надеюсь, что враги, как и прежде, извлекут урок из боеготовности нашей страны». Вот как раз в успешности испытаний есть большие сомнения. Обозреватели многих газет и информационных агентств обратили внимание на тот факт, что снимки испытаний были сфальсифицированы. На фото ракетных испытаний, проведенных КСИР 9 июля, видны четыре ракеты, однако на официальном сайте КСИР заметны всего три. За счет использования компьютерных технологий обработки снимков иранцы прибавили на фотографии еще одну ракету, создав иллюзию блока из четырех ракет. Обоснованно предположение, что ракет действительно было четыре, но одна сгорела в воздухе при испытаниях. Косвенно это подтверждается тем, что иранцы сняли с официального сайта КСИР первоначальный снимок и его подделку.
Ракеты «Шахаб-3» запускались с мобильной пусковой установки и очень напоминали советские оперативно-тактические ракеты Р-17, которые более известны под названием «Скад». Эти ракеты в свое время были поставлены в ряд стран. В Ираке Р-17 модернизировали, что привело к снижению массы забрасываемой нагрузки до 400 кг и увеличению дальности до 850 км при одновременном значительном ухудшении точности. Аналогичные этапы модернизации могли быть пройдены в Иране на «Скадах», полученных из Северной Кореи. Британские и французские специалисты считают, что увеличение дальности полетов «Шахаб- 3» производится за счет уменьшения полезной нагрузки и ухудшения показателей точности. Поэтому говорить о том, что такие ракеты представляют угрозу кораблям и объектам флота США в Персидском заливе, не приходится. Стрелять по объектам в Израиле и соседних арабских странах такими ракетами можно, однако их параметры таковы, что делают их весьма уязвимыми для имеющихся и разрабатываемых систем ПВО. К тому же, по мнению израильских специалистов, реальная дальность ракет «Шахаб-3» не превосходит 1300 км, на участке выхода на траекторию ее полет не стационарный, что часто приводит к уходу от цели.
Тем не менее, как в Израиле, так и в США к проведенным в Иране испытаниям относятся очень серьезно. Поэтому активно ведутся работы по совершенствованию систем ПВО. К тому же для Тель-Авива насущной является проблема защиты от ракет малого радиуса действия «Кассам», которыми палестинцы обстреливают пограничные израильские города. Материальный ущерб от таких обстрелов минимален, так как точность «кассамов» очень низкая. Однако обстрелы психологически тяжело отражаются на населении. Для защиты от ракет палестинских боевиков и их артиллерийских обстрелов в Израиле разрабатываются системы «Стальной купол» и «Праща Давида». Их развертывание намечено на 2009 г.
Радар в Израиле аналогичен предполагаемому к установке в Чехии. По словам американских официальных лиц, он способен обнаружить объект размером с теннисный мяч на расстоянии до 4700 километров. Это даст возможность израильским ракетам- перехватчикам Arrow («Стрела») поражать на активном участке траектории иранские баллистические ракеты, подлетное время которых составляет всего 11 минут. Высокопоставленный чиновник Пентагона сообщил, что размещение радара позволит израильтянам получать от американцев информацию «раннего предупреждения» о ракетных пусках, поступающую со спутников. Бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения России генерал-полковник Виктор Есин отметил в московской «Независимой газете», что после установки радара значительно повысятся возможности американских средств противоракетной обороны корабельного базирования. Информация радара будет использована и для израильских ПВО «Стальной купол» и «Праща Давида» и даст возможность более эффективно бороться с ракетами малого радиуса действия типа «Кассам» и им подобных.
БОЛЬШИЕ ИГРЫ
Проблема иранской ядерной программы и ракетное вооружение Тегерана создают на Среднем Востоке сильную мировую болевую точку. Максимально используя ракетные пуски «Шахаб-3» в пропагандистских целях, в том числе и внутриполитических, иранское руководство дает Соединенным Штатам весомые аргументы для оправдания их действий по наращиванию стратегической системы ПРО. С другой стороны, дискуссии с Россией и европейскими союзниками США, в первую очередь с Германией и частично с Францией, вызывают дополнительное напряжение в международном сообществе, ослабляя согласованное применение военных, экономических и финансовых санкций против Тегерана. Пока искомого Ирану в какой-то мере удалось добиться. Во всяком случае, возможную военную акцию против ядерных объектов на территории Ирана, кроме Израиля и США, никто не поддерживает. Учитывая приближающиеся выборы в Америке, до весны будущего года она фактически снята с повестки дня. В то же время иранское руководство было крайне неприятно удивлено поддержкой Москвой и Пекином усиления экономических санкций против Тегерана, что уже больно отражается на его внутриполитическом положении, вызывая все увеличивающуюся оппозицию курсу президента Ахмадинеджада даже среди консерваторов. Учитывая, что у иранского руководства нет достаточных возможностей для полномасштабного военного противостояния с США и Израилем, представляется вероятным дальнейшее разыгрывание ракетной карты для усиления конфронтации по проблеме ПРО в Европе, в первую очередь между Москвой и Вашингтоном.
Развертывание радара в Израиле ставит под некоторое сомнение целесообразность таких же действий в Чехии. Зоны покрытия обеих установок будут пересекаться, в частности, в регионе Ближнего и Среднего Востока, также в западной части Индийского океана. В то же время радар в Чехии захватывает значительную часть территории России, которую сейчас американцы не могут просматривать из Германии и Аляски. Именно это обстоятельство и вызывает столь жесткую оппозицию Москвы, а не мифическая угроза от возможного размещения 10 ракетных установок ПРО в Польше. С другой стороны, определенная логика в действиях американцев есть. Даже если сейчас возможности Ирана в создании современных баллистических ракет и не слишком велики, то следуя северокорейскому аналогу, можно предположить, что в будущем, и весьма недалеком, они значительно возрастут. И тогда угроза Европе значительно увеличится, потребуется спешное развертывание систем ПРО. Так не лучше ли сделать это без излишней спешки сейчас? Вообще американской стратегии свойственно предпринимать в военно-технической области превентивные шаги, так сказать, на всякий случай. Если не понадобится — хорошо, а если пригодится — они всегда готовы к отражению.
Есть и еще одно обстоятельство. В военно-техническом отношении США намного опережают всех, в том числе и Иран. Развертывание высокотехнологичной системы ПРО фактически сводит на нет разработку баллистических ракет в Иране, так как последнему придется пройти достаточно длинный путь, чтобы реально противостоять США даже в регионе Персидского залива. Ограниченные промышленные и научно-технологические возможности Ирана могут заставить его политиков прекратить бессмысленную и разорительную гонку ракетно-ядерных вооружений и перейти к более прагматичной политике. Последние выборы в парламент Ирана показали, что таких политиков там достаточно много и число их растет. Исходя из этого, независимо от состава будущей американской администрации, политика окружения Ирана системами ПРО будет продолжаться. Возможны изменения тактического характера. Если с европейцами договориться не удастся, то произойдет смещение мест расположения ПРО. Более четко это проявится после выборов в США и следующих за ними — в германский бундестаг.
В пропагандистском смысле размещение радара в Израиле для Москвы просто подарок. Представляется возможным на его примере показать реальную цель размещения ПРО в Европе. В первую очередь это будет использовано для внутриполитических целей. Следует ожидать на этой основе дальнейшего ухудшения российско-американских отношений и усиления попыток Москвы заблокировать с помощью европейцев размещение ПРО. Следствием усиливающейся конфронтации между Москвой и Вашингтоном будут осложнения на пространстве СНГ. Американцы постараются асимметрично ответить, и не только в Грузии и Украине, а в первую очередь в Центральной Азии. Это сейчас кажется, что Южный Кавказ и вступление Грузии и Украины в НАТО, перспектива вывода Черноморского флота — главное в российской политике по периферии ее границ. На самом деле это видимая часть конфронтации, а ее гораздо большая и пока несколько скрытая часть находится в Центральной Азии. Будет ли радар в Чехии, вступят ли Грузия и Украина в НАТО — проблемы по большей части пропагандистские. А вот усиление американского влияния в Центральной Азии и через него — контроль над источниками энергоресурсов — проблема стратегическая. Чтобы оставить государства столь важного региона у себя в глубоком тылу, Россия и развертывает экономическое, военное и политическое давление на своих соседей, чтобы отбить американское влияние на первой линии обороны. И радары в Чехии и Израиле — только элементы, и не самые важные, этой большой игры.