В предновогодний подарок, преподнесенный стране Верховной Радой в виде принятия бюджета, тут же попала ложка дегтя от аналитиков немецкого Коммерцбанка. Они прогнозируют курс гривни по отношению к доллару к концу 2003 года на уровне 5,7 грн./$1 (тогда как в бюджет заложен среднегодовой курс 5,48 грн./$1.) Кстати, завышенным считает курс гривни и Президент Украины Леонид Кучма, что, по его мнению, приводит к недовыполнению бюджета.
Немецкие аналитики ожидают от Национального банка Украины изменений в валютно- курсовой политике, направленных на «возвращение умеренной инфляции». При этом они отмечают, что «замедляющийся экспорт дает аргументы правительству, которое часто требует девальвации в поддержку экспортеров». Поэтому Коммерцбанк прогнозирует инфляцию в 2003 году в Украине на уровне 6% (Кабмин недавно заявил о снижении прогнозированного уровня инфляции на 2003 год с 6%-7% до 4%, а затем при разработке проекта госбюджета- 2003 для повторного второго чтения — до 5,2%.).
Основными причинами своего прогноза немецкие аналитики называют стремительный рост денежной массы в стране, ухудшение динамики экспортных операций, а также риск повышения цен на коммунальные и транспортные услуги. «Рано или поздно правительство столкнется с необходимостью дерегулирования цен на коммунальные и транспортные услуги, что вызовет инфляцию», — отмечается в прогнозе.
Сложная политическая ситуация в Украине и снижение эффективности внутренней экономической политики дали повод аналитикам Коммерцбанка снизить и прогноз роста ВВП Украины в 2003 г. с 5% до 3% (по оценкам первого вице-премьера и министра финансов украинского правительства Николая Азарова, рост ВВП в 2003 году составит 4—4,5%, в связи с чем Кабмин при разработке госбюджета-2003 снизил объем планируемого номинального ВВП на 7 млрд. грн. — до 240 млрд. грн.). Немецкие друзья Украины отмечают, что произошедшая смена правительства может остановить политический кризис в стране. По мнению аналитиков, в результате смены правительства и заключения договора о сотрудничестве между Кабмином и парламентскими фракциями, формирующими большинство, Президент «не стал сильнее, но, скорее всего, получил то, к чему стремился».
Неоптимистичный анализ немцев дает ключ к пониманию довольно странного, на первый взгляд, призыва министра экономики и евроинтеграции Украины Валерия Хорошковского «не концентрироваться исключительно на бюджетных показателях». Таким обращением открывается подписанный им пресс-релиз к первой своей официальной пресс-конференции. Министр не намерен зацикливаться на проблемах, связанных с бюджетом-2003 (может, не слишком уповая на возможность их результативного решения), и, чуть ли не на второй день после принятия бюджета, переключается на бюджетную политику 2004 года. По его мнению, еще до начала работы над бюджетом следующего года нужно создать действенную процедуру банкротства неэффективных по рыночным критериям предприятий (40% предприятий в Украине являются убыточными, что и создает фактор роста бюджетной задолженности и нестабильности государственных финансов). Одновременно Хорошковский ратует за снижение налогового давления и обеспечение роста валового внутреннего продукта, из которого и черпает бюджет свои доходы (через бюджет в последние годы перераспределялось от 22 до 29% ВВП). По его мнению, рост этого показателя является главной задачей экономической политики Украины, поскольку «потенциал роста ВВП в уже созданной экономике — это теневой сектор». И тут же указывается способ решения — детенизация экономики, легализация теневого капитала, в результате чего резко увеличится налоговая база.
А вот ее рост позволит существенно снизить налоговые ставки и дать таким образом убедительный сигнал к выходу из тени. Но сигнала мало. «Мы вынуждены бороться за доверие бизнеса», — считает Хорошковский. И первый шаг на пути к этому, по его мнению — активное привлечение предпринимателей к обсуждению решений в области экономики.
Отвечая на вопрос «Дня», министр уточнил, что главная цель в этом направлении — приучить людей платить налоги, для чего налоговая система должна быть простой и понятной, отличаться как можно менее дифференцированными ставками. Минэкономики очень тревожит проблема льгот. По его мнению, бюджет будет страдать до тех пор, пока существует любое освобождение, скажем, от налога на добавленную стоимость. Пока же из-за многочисленных льгот общая ставка этого налога работает на уровне 8—10% (вместо 30%. — Авт. ). Следовательно, ликвидировав льготы и увеличив базу налогообложения, можно спокойно, считает Хорошковский, выходить на европейскую ставку налогообложения — 13—15%. При этом бюджет получит гораздо больше денег. Особое внимание предполагается уделить налогообложению доходов физических лиц, т.е. граждан. Хорошковский даже мечтает создать такую систему, которая вообще перевернет систему администрирования этого налога. По его мнению, в нее нужно заложить европейские нормы, предусматривающие, в частности, исключение из налогообложения легальных затрат гражданина на обеспечение здоровья, на образование. Все это, считает Хорошковский, нужно заложить в Налоговый кодекс. Нынешний его проект, представленный парламенту, «даже более фискален, чем то, что мы имеем», говорит министр. Но главной целью, по его мнению, все же является изменение самого отношения к уплате налогов.
В предновогодние дни поднятую Коммерцбанком тему рисков в связи с возрастающим предложением денежных средств обсуждали также УСПП и Национальный банк, ни разу до этого не садившиеся за общий стол. Правда, тут она рассматривалась под совершенно иным углом зрения. Стороны намерены уже после Рождества подписать соглашение о сотрудничестве банковского и промышленного капитала, направленное в конце концов на то, чтобы улучшить условия кредитования промышленности, то есть способствовать росту денежного предложения. Новый глава НБУ Сергей Тигипко признал некоторую закрытость банковской системы в прошлом и обосновал свой приход в УСПП началом политики «открытости» Нацбанка. Он отметил, что рост банковского сектора практически невозможен без подъема реальной экономики. Банкиры, по его словам, говорят, что хорошего клиента, которого сегодня нет, нужно вырастить, нужно его кредитовать, и лишь после этого на нем можно зарабатывать. Но сегодня кредитная ставка коммерческих банков, сохраняющаяся на уровне 20% годовых, не позволяет украинской промышленности развиваться и конкурировать на внешних рынках.