Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Партии на старте:

траектории беговых дорожек-2
3 ноября, 2005 - 19:10
«ЕЩЕ ОДИН ГОЛОС». НА ПРОШЛЫХ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ АКТИВНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЕЙ БЫЛА РЕКОРДНО ВЫСОКОЙ. ОДНАКО РАЗОЧАРОВАНИЕ, КОТОРОЕ МНОГИЕ УКРАИНЦЫ ИСПЫТАЛИ ВПОСЛЕДСТВИИ, МОЖЕТ ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО ОТБИТЬ У НИХ ОХОТУ УЧАСТВОВАТЬ В КАКИХ БЫ ТО НИ БЫЛО ВЫБОРАХ. В ТОМ ЧИСЛЕ, И ПРЕДСТОЯЩИХ ПАРЛАМЕНТСКИХ. ИМЕННО О ТАКОЙ ТЕНДЕНЦИИ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Влияние на ход избирательной кампании и результаты выборов партий второго эшелона нельзя преуменьшать. Как правило, такие партии способны влиять на схему межпартийной конкуренции, изменять электоральный ландшафт, «вмешиваться» в строительство коалиций. Но, пожалуй, главное их свойство — то, что благодаря определенной гибкости они способны достичь статуса устоявшейся политической силы, имеющей свою историю и партийные традиции, с которой будут считаться партии-лидеры. Устойчивость таких партий свидетельствует о том, что они не являются временными предвыборными проектами, а их последовательность в отстаивании своих интересов в политике может быть объяснена опорой на определенную идеологическую базу. В Украине к таким партиям можно отнести, по крайней мере, три партийные силы: социалистов, коммунистов и объединенных социал-демократов.

«РЯДОМ, НО НЕ ВМЕСТЕ»

Соцпартия накануне выборов-2006 имеет довольно прочные позиции как в политическом (посты в исполнительной власти, фракция в парламенте и проч.), так и в электоральном полях (широкую оргструктуру, высокий рейтинг, известность лидера). Войдя в правящую коалицию после поддержки на президентских выборах В. Ющенко, СПУ смогла, тем не менее, остаться за рамками правительственного кризиса. Это произошло во многом потому, что партия не была интегрирована в правящую команду полностью, а, имея полуавтономный статус, могла апеллировать непосредственно к Президенту и в случае необходимости «подставить ему плечо», таким образом оказавшись полезной и необходимой. Эта полуавтономность или позиция «рядом, но не вместе» в отношениях с властью дает социалистам то неоспоримое преимущество, которое им необходимо на выборах: партия имеет большое поле для маневров во время избирательной кампании как в электоральном позиционировании, так и в межпартийном сотрудничестве. В то же время эта полуавтономность может играть и «в минус» партии: у СПУ отсутствует стержень, который мог бы быть мобилизующим стимулом для прорыва в сферу принятия стратегических решений на самом высоком уровне. Действительно, социалисты прошли долгий путь от оппозиции к режиму Кучмы до «открытых дверей» в исполнительную власть, но пока остаются на вторых ролях. Подмеченное многими стремление А. Мороза вернуться в спикерское кресло, пожалуй, занижает планку претензий социалистов. После правительственного кризиса и развала тандема Ющенко—Тимошенко у Мороза появился реальный шанс выступить привлекательной альтернативой. Осталось только выстроить эффективную стратегию, которая необязательно имеет своей целью получение министерских постов. Тем более что в постреформенных условиях нового взаимодействия исполнительной и законодательной властей, за которые долгое время боролись социалисты, рычаги влияния необходимо искать не только в исполнительной власти. В силу этих обстоятельств выборы- 2006 для социалистов будут архиважными. Осознавая это, СПУ находится в поиске мобилизующей идеи и в работе прежде всего с элитами, которые сегодня оказалась в вакууме отношений с властью.

Сильным стратегическим ходом можно считать работу с крупными отечественными промышленниками. Включение менеджеров индустриальных гигантов в проходную часть списка позволит выйти на формирование в будущем составе парламента промышленного лобби, настроенного на сохранение отечественного промышленного потенциала от продажи, выражаясь языком левых, в руки «компрадорской буржуазии». Пример реприватизации «Криворожстали» наводит на два важных для промышленников в отношениях с властью в сфере собственности вывода: во-первых, власть, скорее всего, будет ориентироваться и дальше на приватизацию крупных государственных индустриальных предприятий, во-вторых, к приватизации этих предприятий могут быть не допущены отечественные олигархи, которым из-за «подмоченной» репутации было отказано в участии в конкурсе по «Криворожстали». Если они и будут допущены, то все равно будут ущемлены интересы промышленной элиты. Отсюда может вырасти лозунг предвыборной кампании социалистов: «Не допустим распродажи промышленного потенциала страны». Перетягивая промышленную элиту на свою сторону, социалисты могут решить много вопросов: во-первых, получить серьезное отраслевое подспорье во время избирательной кампании (финансовое в том числе), во-вторых, объединив в парламенте крупных промышленников, партия получает серьезное лобби для влияния на власть, в-третьих, с опорой на лобби попытается выстроить альтернативную линию в политике приватизации, в-четвертых, снизить несколько завышенный статус так называемых олигархов в украинской политике.

В партийном поле позиции социалистов начали укрепляться после развала коалиции Ющенко—Тимошенко, однако после оформления Народного блока В. Литвина у партии появился новый конкурент. Несмотря на то, что А. Мороза и В. Литвина уже окрестили главными конкурентами в их опорных регионах — в Центре и на Юго-Востоке, эти силы не так тождественны, как может показаться. СПУ, делая ставку на промышленников, будет пытаться занять прочные позиции в городах, таким образом расширяя свою электоральную базу, которая, по опыту прошлых выборов, была более сельская. Блоку В. Литвина (если аграрный ландшафт можно считать в некоторой степени «вспаханным») городской электоральный ландшафт придется вспахивать «заново». И здесь интересно будет посмотреть, чья технология окажется эффективной. Но главная битва между этими двумя «заклятыми» соперниками будет вестись «за парламент» — за влияние на большинство, за спикерское кресло, за размер своей коалиционной прибыли и др. Если выразиться языком политической науки, это будет борьба за статус медианной партии, то есть такой партии, которая имеет «золотую акцию» в коалиции и без которой власть не сможет сформировать политическое большинство.

«ПРОФЕССИОНАЛЫ ПРОТИВ НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВЛАСТИ»

Объединенные социал-демократы вступают в избирательную кампанию впервые в непривычном для себя статусе — оппозиционной политической силы. Тем не менее можно говорить, что период адаптации партии к новому позиционированию уже завершен. Об этом свидетельствует возвращение в публичную политику партии в целом и ее бессменного лидера Виктора Медведчука в частности. Партия за это время «кирпичик за кирпичиком» пыталась выстроить свою оппозиционную доктрину. И сегодня уже можно рассмотреть главные ее составляющие.

Во-первых, красной нитью в позиции партии проходит тезис о непрофессионализме и некомпетентности власти. Отсюда СДПУ(О) строит свой образ как конструктивного профессионального критика действий власти. Можно вспомнить обнародованные 7 ошибок власти, которые, в принципе, были очевидны, по крайней мере в среде экспертов, но именно эсдеки взяли на себя смелость открыто их сформулировать. Кроме этого, партия настаивает на своем кадровом арсенале профессионалов и прагматиков, способных подняться на уровень государственных интересов и отставить какие-то конъюнктурные и бизнесовые интересы «за бортом». По сути, это может означать потенциальную готовность к сотрудничеству в рамках большой коалиции, если таковая состоится по результатам выборов, или к возможной роли влиятельного фигуранта в случае если большинство или коалиция не будут сформированы.

Во-вторых, партия уже выступила инициатором нескольких идей, которые могут составить повестку дня ее будущей избирательной кампании. В частности речь идет о предложении провести референдум по вопросам вступления Украины в НАТО и отношений в рамках ЕЭП. Видимо, эсдеки сделают именно интеграционный выбор Украины своей козырной картой в избирательной кампании. Учитывая, что Украина за прошедший год не достигла каких-либо значительных прорывов во внешней политике, позиция эсдеков, причем подкрепленная апелляцией к общественному мнению, может стать мобилизующей идеей на выборах.

Еще одна составляющая стратегии партии — это взаимоотношения с партиями, близкими по оппозиционному духу и формат участия в будущей кампании. Главной партнерской партией выступает Партия регионов и ее лидер В. Янукович. Во взаимоотношениях с регионалами эсдеки «нащупали» их политическую слабость, заключающуюся в большой зависимости партии от бизнеса и от конкретной региональной финансовой группы, которая в итоге и определяет изменчивость позиций регионалов. Проводя демаркационную линию между собой и регионалами, эсдеки настаивают на последовательности и непримиримости своих взглядов в отношении непринятия «революционных технологий» смены власти. В связи с этим эсдеки намерены побороться и за сторонников В. Януковича.

Что касается формата участия партии в избирательной кампании, то ожидания от заявленного общественного форума «Объединим Украину!» Л. Кравчука как прообраза будущего блока партий оказались завышенными. По сути, форум не смог реализовать себя как площадку для партийного диалога, поскольку интересы различных партий оказались направленными на решение собственных задач и реализацию своих амбиций. Вполне возможно, что и невысокий на данный момент рейтинг эсдеков не дал им возможности стать лидером в среде партнерских партий. Однако последние решения СДПУ(О) о самостоятельном участии в выборах и предложении Л. Кравчуку возглавить список, а также отказ от идеи создания блока проиллюстрировали, что партия, сравнив шансы блока и партии, отдала предпочтение более организованному и отмобилизованному формату, у которого вполне может быть свой электоральный потенциал.

«И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН»

КПУ сегодня, пожалуй, единственная партия, которая слабо представлена в публичном пространстве. Основными ресурсами партии остаются фракция в парламенте (57 человек) и ее активный лидер П. Симоненко, традиционно изобличающий недостатки «антинародных режимов». На традиционном энтузиазме работают и региональные партийные ячейки. Несмотря на достаточный рейтинг в социологических исследованиях — 5—8%, позиции партии не выглядят такими уж обнадеживающими. Главные потери коммунисты понесли не только вследствие появления новых партий или предвыборных проектов, настроенных на протестный электорат, но и от утраты политической гибкости. Отсутствие мобильности и гибкости делает партию чрезвычайно инертной, лишенной способности как пробивать новые политтехнологии, так и искать финансовых доноров.

Политическая активность КПУ на будущих выборах будет сосредоточена на критике как власти, так и оппозиции. В связи с этим коммунисты, по сути, остаются в позиции «один в поле воин», перечеркивая сотрудничество с другими более-менее рейтинговыми партиями. В некоторой степени конкурентом КПУ на Юго- Востоке можно считать Партию регионов, но главным активным соперником в борьбе за голоса будет альянс ПСПУ—«Держава» с Н. Витренко. Последние уже засвидетельствовали свою активную позицию во время шествия ветеранов УПА в Киеве на Крещатике, некоторым образом оттеснив коммунистов. Тем не менее, говорить о политической слабости КПУ на ближайших выборах еще рано. У них есть еще определенный запас ресурсов, который вполне может их приблизить к заветному барьеру в 3%.

Ульяна КИРИЕНКО, заместитель директора Института глобальных стратегий (ИГЛС)
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ