Несколько парламентариев (в частности, председатель бюджетного комитета Петр Порошенко и глава специальной контрольной комиссии по приватизации Валентина Семенюк) намерены провести сегодня пресс-конференцию, посвященную критике политики правительства в области приватизации. Порошенко даже пообещал, что при этом будет изложено «видение со стороны парламента нарушений в приватизации». Правда, впечатление создалось такое, что это отнюдь не парламент (Верховная Рада, как известно находится на каникулах), а некоторые неудачливые покупатели собираются оспаривать решения Фонда госимущества. Впрочем, Порошенко уточнил, что к главе Фонда Михаилу Чечетову у него практически нет вопросов, — во всем виновно правительство...
Критика, а тем более правительства, понятно, дело полезное, особенно перед выборами. Автор и сам в этом нередко упражняется, когда находит созданный тем или иным государственным органом повод. А когда повода нет, приходится беспристрастно излагать цифры и факты, которые, как всем давно известно, вещь упрямая. В среду этим же занимался председатель Фонда госимущества Михаил Чечетов с той лишь разницей, что он не мог быть беспристрастным не только по причине прирожденной эмоциональности, но и вследствие явных достижений приватизационного процесса. Глава Фонда не без удовольствия несколько раз цитировал заявление премьер-министра Виктора Януковича, сделанное во время выступления на недавно приватизированной «Криворожстали»: «С приватизацией связано ускоренное экономическое развитие страны». И объяснял успехи процесса наличием мощной связки («тандема») парламента, вернее, его большинства, и правительства и даже прогнозировал: в том случае, если удастся внести предложенные Президентом изменения в Конституцию, то «через пять-семь, максимум десять лет Украина будет в числе передовых европейских стран». «Как главный врач больницы, где лечатся сотни предприятий», Чечетов заявил, что может рассказать о многих положительных кредитных историях. И в качестве примера убедительно изложил одну — Днепропетровского металлургического завода им. Дзержинского, о котором до приватизации было очень много разговоров как о должнике и едва ли не банкроте. А сейчас, после приватизации, о нем, по словам Чечетова, все, и даже журналисты, забыли («как выздоровевший человек забывает о том, что такое кардиология и где она находится»). Предприятие после прихода инвестора нормально работает и платит не только налоги, но и самую высокую в отрасли зарплату, — сказал глава Фонда. Основываясь на этом примере, он заявил, что сейчас страна вышла на тот рубеж, на котором приватизация уже начала давать максимальную отдачу: «Миллиарды денег идут в бюджет». («При плане 2,1 млрд. грн. мы практически уже дали в бюджет 7,5 млрд., а с учетом подписанных договоров по приватизации «Укррудпрома», где деньги придут в конце августа — начале сентября, это уже более восьми миллиардов». Чечетов уверен, что не позже августа правительство все же примет политическое решение о приватизации «Укртелекома», что, по его мнению, обеспечит стране еще 600 — 800 млн. долларов. А по Одесскому припортовому заводу такое решение, сообщил Чечетов, уже принято. В итоге поступления от приватизации за год составят более 13 млрд. гривен, или больше $2,5 миллиарда). Более того, главный приватизатор, никогда не исключавший себя полностью из числа политиков, стал довольно уверенно говорить о том, как, по его мнению, следовало бы использовать этот «приватизационный дождь». Он напомнил, что предлагал направить половину доходов от приватизации «Криворожстали» на погашение долгов по зарплате предприятиям всех форм собственности с тем, чтобы впоследствии государство взыскало с них эти средства. «Это предложение приняли лишь частично», — от души сокрушался Чечетов и предлагал при еще одной неизбежной корректировке бюджета, которому «Фонд подставил свое могучее плечо», направить средства от приватизации на выполнение инвестиционной составляющей правительственной программы. При проведенной корректировке 70% дополнительных средств от приватизации пошло на социальные выплаты, а при предстоящей на инвестиционную составляющую предлагается направить 80%. (Кстати, все эти предложения, особенно в отношении погашения долгов по зарплате, как ни странно, вызвали полное неприятие присутствовавших в качестве квази-журналистов парламентских оппонентов).
Тем временем Михаил Васильевич бросал в переполненный телекамерами и журналистами зал все новые и новые аргументы в пользу приватизации и взвешенных подходов правительства при ее проведении. При этом он даже взял на себя ответственность («я заблуждался») за не совсем продуманную попытку притормозить процесс на Одесском припортовом заводе, вызванную сомнениями в том, что в предвыборной обстановке на это предприятие придет подходящий стране инвестор. Теперь же Чечетов оставил все колебания и с уверенностью заявляет о том, что Украина уже набрала удивляющие весь мир, в том числе и Международный валютный фонд, темпы экономического развития. В результате «поезд украинской приватизации может без остановки проскочить станцию «выборы» и помчаться дальше с большим ускорением, предсказывает Чечетов, уверяя, что и припортовый завод, и «Укртелеком» будут успешно проданы. По словам главного приватизатора, у него все время «красные телефоны» от звонков как национальных, так и зарубежных инвесторов.
Последнее цветовое сравнение превратило пресс-конференцию едва ли не в корриду. Глава бюджетного комитета парламента вообще отрицал наличие инвестиционного интереса к Украине. Правда, при этом казалось, что он в этом очень сильно заинтересован. Порошенко известил о заявлении, направленном в адрес Лондонской биржи, в котором предлагается не принимать к продаже украинские предприятия, поскольку после выборов итоги приватизации могут быть пересмотрены. Больше того, депутат толковал ст. 72 Закона о бюджете-04 (запрещающую уменьшать доли государства в уставных фондах предприятий) едва ли не как запрет на приватизацию и протестовал, когда Чечетов толковал ее иначе, — всего лишь как запрет предприятиям на дополнительные эмиссии акций, что чревато теневой приватизацией госсобственности.
Возникшая «юридическая» дискуссия высветила два момента. С одной стороны, нет ничего удивительного в том, что одни депутаты, имеющие определенные собственные интересы, пытались помешать другим, также не лишенным бизнес-интересов, проводить приватизацию. Удивляет лишь то, что люди, причисляющие себя к национал-патриотическим силам, публично заявляют о переделе собственности после выборов. Тем самым фактически играя на понижение цены украинской собственности.