Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Борьба за обезболивание

Как будут реформировать паллиативную помощь в Киеве
13 декабря, 2017 - 10:13

В цивилизованных странах непредоставление паллиативной помощи пациентам приравнивается к пыткам. В Украине до сих пор только небольшое количество граждан получает ее должным образом. Специалисты отмечают, что проблемы в Украине остаются типичными с начала 2000-х, несмотря на создание либерального законодательного поля для назначения обезболивающих препаратов. Кстати, паллиативная помощь отличается от паллиативного лечения тем, что предусматривает не только предоставление медицинских услуг, но и социально-психологических, также — духовную поддержку.

ПРОГРЕССИВНЫЕ ЗАКОНЫ НЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ

В 2010 году международный благотворительный фонд «Відродження» впервые в Украине провел исследование, документируя свидетельства паллиативных пациентов о доступе к обезболиванию. Около 100 историй со всей Украины показали крайне напряженную ситуацию, когда люди вынуждены терпеть боль из-за бюрократических преград. Тогда общественность и Министерство здравоохранения разработали план действий и в 2013 году получили одно из наиболее либеральных законодательств. Итак, разрешили принимать таблетированный морфин, у пациентов появилась возможность получать запас сильнодействующих лекарств на 10—15 суток, отменили требование необходимого присутствия медработника при употреблении лекарственного средства, также отменили комиссионное назначение — то есть убрали все бюрократические преграды. Но исследование, проведенное в 2016 году, показало, что ничего не изменилось.

«До сих пор врачи не знают о таблетированных формах морфина, назначают инъекционные. Мы часто сталкиваемся с историями, когда врач сказал паллиативному пациенту, мол, «вы не выглядите пациентом, которого нужно обеспечить морфином», — рассказывает Ксения ШАПОВАЛ, менеджер программы «Общественное здоровье» МБФ «Відродження». — По меньшей мере такое поведение неэтично. Боль — это то, что человек сам называет болью, и ее никто не может оценить. Поэтому пациентам приходится жаловаться омбудсмену с целью получить лекарства. Выходит, мы проработали много вопросов, было немало разъяснений, а результат — минимальный. Мы сталкиваемся со случаями, когда паллиативному больному рецепт обещают подписать в течение трех суток, а он должен получить помощь в день, когда обратился. Также возникает вопрос с запасом препаратов для тяжелобольного на 10—15 суток: пациент имеет право быть автономным и с этими препаратами поехать на дачу, куда захочет — туда, где ему хорошо. В Киеве больше всего жалоб на первичное звено».

Примером такой работы врачей поделилась родственница онкобольного Ольга Декуш. «Наш отец умер 1 ноября, год назад поставили диагноз — четвертая стадия онкозаболевания, — вспоминает Ольга. — Врачи развели рукам и сказали, что они бессильны, что нужна только паллиативная помощь, обезболивание. Тогда они предоставили выбор: или стационар, или получение помощи дома. Конечно, мы оставили отца дома. Дальше с нами работал семейный врач и онколог по месту жительства. Семейный врач лечил симптомы: выписывал обезболивание, которого не хватало. Отцу было больно, и мы не знали, что делать. В последнюю неделю я нашла специалиста, и мы поняли, как должна работать паллиативная помощь — так, чтобы человек достойно закончил жизнь. Помимо адекватного обезболивания врач, которая была доступна 24 часа в сутки, давала советы.  Мы получили помощь, которая должна быть доступной каждому, кто в этом нуждается. Наш отец еще смог съездить на дачу, попрощаться с родственниками, отойти достойно. И я знаю, что ему не было больно».

КИЕВ НУЖДАЕТСЯ В ДЕСЯТКЕ ВЫЕЗДНЫХ ПАЛЛИАТИВНЫХ БРИГАД

Сейчас в столице действует три паллиативных отделения на 145 коек (1100—1200 пациентов в год). Услуги двух выездных бригад (одна — детская, одна — взрослая) в год получают  250—300 человек. Также около двух тысяч киевлян ежегодно получают паллиативную помощь амбулаторно. Эксперты считают, что по сравнению с запросом этого крайне мало.

«Сегодня в Киеве паллиативной  помощи требуют свыше 35,8 тысячи граждан, из них 17 тысяч — дети. Разрыв между потребностью и тем, что можно им предоставить, — огромный, — убежден Андрей ТАЛЬНОВ, директор благотворительного фонда «Эпиона». — При этом 80% паллиативных больных хотят получать такую помощь дома. Поэтому нужно создавать мультидисциплинарные бригады, которые бы обслуживали пациентов дома. По нашим подсчетам, для Киева нужно как минимум 20 таких бригад. Есть и другая проблема — нет специалистов, которые могут работать с такими больными. К тому же не реализована программа по обучению, очень маленькие зарплаты, до 2014 года из местного бюджета выделялись средства на доплату медицинским работникам, а теперь этого нет. Поэтому никто не может оказывать качественную помощь».

Андрей Тальнов обратил внимание, что в начале этого года общественность обратилась к депутатам Киеврады с просьбой разработать проект программы развития паллиативной помощи в столице. Такая программа должна быть системной и рассчитанной на перспективу. Ведь если учесть родственников и близких паллиативных больных, то количество граждан, которым нужна помощь — социальная и, в частности, психологическая — вырастет в разы. Так, по оценкам экспертов, это не менее 500 тысяч человек.

Как заверяют в департаменте охраны здоровья Киевской городской госадминистрации, в этом году в бюджете города предусмотрено 45 миллионов гривен на ремонт детского паллиативного отделения на десять коек. Благодаря аудиту нашли возможность провести капитальные ремонты в других заведениях, где есть паллиативные отделения. В планах департамента — в следующем году внедрить в каждом паллиативном отделении еще и мобильные бригады. Также представители управления медициной столицы заявили, что в 2018 году должно быть улучшено сотрудничество между первичным медицинским звеном и фармацией, чтобы лекарственные средства выдавали беспрепятственно. Кроме того, есть планы относительно сотрудничества с социальными работниками и духовенством.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ