Гранича с четырьмя восточноевропейскими государствами (Венгрия, Словакия, Румыния, Польша), Закарпатье имеет наилучшие возможности стать базовым регионом нашего государства в сфере пограничного и международного сотрудничества на западном направлении. Тем более, что есть уже реальные наработки, воплощенные в жизнь на наивысшем межгосударственном уровне. Это проекты различного масштаба в рамках организации «Карпатский Еврорегион», перестройка трансграничной транспортно-экспедиционной инфраструктуры, в открытии стратегических объектов которой (реконструируемый мост через р. Тису, терминалы «СП Автопорт-Чоп») участвовали президенты Украины и Венгрии Л.Кучма и А.Генц.
Были попытки реализации нескольких проектов и в духовно-культурной сфере. Однако, менее удачные. Вспомнить хотя бы события двухлетней давности вокруг сооружения на границе Закарпатской и Львовской областей монументального памятного знака в честь 1000- летия прихода венгров в Тисо-Дунайскую низменность. После достаточно противоречивого политического резонанса к сооружению упомянутого памятника дело так и не дошло. Однако отрицательных последствий на уровне венгерско-украинских межгосударственных отношений удалось избежать. Не последнюю роль в этом сыграла идея сооружения межконфессиональной церковной часовни, которая должна бы символизировать дружбу и сотрудничество народов соседних государств накануне 2000-летия Рождества Христового.
С идеей якобы все хорошо. Однако существовала необходимость тщательного согласования и учет всех исторических, политико-правовых и канонических аспектов ее практической реализации. На это ушло немало времени — почти год. Сначала местом сооружения часовни планировали избрать горный Рахивский район, где вблизи с.Дилове, как доказывает традиция, расположен географический центр Европы (существует даже соответствующий памятный знак в виде небольшого обелиска). Однако возникали дополнительные проблемы. Во-первых, чрезвычайная отдаленность от венгерской и словацкой границ. Во-вторых, необходимость привлечения в определенной степени румынской стороны, поскольку Рахивский район непосредственно граничит с этим государством. В конечном счете, все как-то устроилось, и место будущей часовни перенесли на территорию Ужгородщини вблизи Пробки.
Весной текущего года работа сместилась в более практическое русло. Появилось соответствующее поручение главы Президентской Администрации, а за ним и распоряжение губернатора о начале строительства часовни. Впрочем, согласованная на наивысшем уровне инициатива получила почему-то нелогичное и обезображенное продолжение. Неизвестно, то ли местные чиновники переоценили свои возможности, то ли не хватило им элементарной организованности и последовательности, но сооружение объекта, который должны торжественно открыть осенью этого года президенты Украины, Венгрии и Словакии, преобразовалось в ненаверстанную эпопею.
На первом этапе, когда шла подготовка проектно-сметной документации, областное руководство подверглось непонятному порыву гигантомании. За счет каких средств губернатор одной из наиболее бедных областей Украины надеялся построить часовню стоимостью 400 тыс. грн. — до сих пор неизвестно. Тем более, стоило ли это вообще делать? Ведь речь шла не о полноценном храме, а памятной часовне-символе. В конечном счете, как выяснилось, проблемы возникли и с намного меньшей суммой средств. На протяжении лета проект претерпевал постоянные изменения в плане стоимости и размеров здания. В Киев один за другим летели успокоительные рапорты. Мол, все хорошо, строительство идет согласно графика. На самом же деле, никакие работы не велись, а дату открытия часовни с различных причин переносили с одного месяца на другой. Когда сроки начали «прижигать», в авральном порядке заложили фундамент, свели стены и купол.
И именно тогда стали очевидными другие существенные просчеты, допущенные вследствие непродуманных (а то и безответственных) действий областной власти. Во-первых, сразу же стало понятно, насколько неудачно было избрано место для сооружения часовни. Ведь разместили ее в безлюдной низменности, на обочине шоссейной дороги, насыпь которой выше основания здания. Следовательно, с архитектурно-творческой точки зрения, это, как минимум, неуважение к сакральному сооружению такого значения.
Во-вторых, в процессе строительной «лихорадки» каноническое обустройство часовни было проведено таким образом, что сделало ее малопригодной для верующих реформатской церкви (ведущее конфессиональное направление среди венгерского населения Закарпатья). Принимая во внимания тот факт, что жители окружающих сел как раз и являются преимущественно венграми-реформатами, напрашивается один неутешительный вывод. А именно, новопостроенная часовня имеет все шансы преобразоваться на уединенное, пустующее сооружение, которое будут посещать сановные делегации только в дни приуроченных юбилеев. Разве таким должен быть символ дружбы и сотрудничества народов?
В-третьих, стоило ли вообще возводить такое помпезное здание 22-метровой высоты (не следуя признанным в Европе стандартам скромности и простоте подобных сооружений) и расходовать немалые средства, если в области есть немало недостроенных соборов и церков? Может быть, следовало бы направить хотя бы часть упомянутых средств на достройку церков в селах, где и доныне имеют место имущественные споры между православными и греко-католическими общинами?