Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Четыре головы дракона, или Демография и социология

28 ноября, 2001 - 00:00


Упорен в нас порок,
раскаянье — притворно;
За все сторицею себе
воздать спеша,
Опять путем греха,
смеясь, скользит душа,
Слезами трусости
омыв свой путь позорный.
Сам Дьявол нас влечет
сетями преступленья
И, смело шествуя
среди зловонной тьмы,
Мы к Аду близимся,
но даже в бездне мы
Без дрожи ужаса
хватаем наслажденья.

Шарль Бодлер

ЭТЮДЫ ПЕССИМИЗМА

Это и многие другие стихотворения Бодлера нельзя назвать чересчур оптимистичными в отношении человеческой природы. Но я принимаю его безоговорочно — по крайней мере, когда речь идет о профессиональном (врачебном) взгляде на жизнь. Незабываемая профессор В.Г.Балабан наставляла меня, молодого аспиранта: «Вы должны быть не адвокатом, а прокурором всего того, что видите, ибо адвокаты не умеют ставить диагноз». Правда, речь шла о симптомах и микросимптомах болезней телесных, но в этом смысле социопатии от них отличаются мало. В те же аспирантские годы я впервые прочитал произведения В.И.Вернадского. Его идею «ноосферы» (то есть «сферы ума»), которую человек создает на Земле, с тех пор и поныне считаю сказочкой (наподобие тезиса Достоевского «красота спасет мир»). Искренне сочувствую, например, всемирному движению «зеленых». Они ссылаются на то, что подсказывает ум, и стремятся к тому, что служит причиной красоты. Но чего, собственно, они смогли добиться? Да ничего... Не говоря уж о том, что во многих странах парламентские фракции «зеленых» просто торгуют своим «брендом», забывая во время решающих голосований о «зеленом друге» и своих же гуманистически-пацифистских лозунгах. Свежий пример — ситуация в бундестаге ФРГ, где ради сохранения правительственной коалиции, в которую они входят, «зеленые» проголосовали за участие бундесвера в войне против талибов.

У человека есть устойчивый инстинкт социальности, но нет устойчивых социальных инстинктов. Их конкретная реализация сильно зависит от «компании» (маленького социума), собравшейся на кухне, в «забегаловке» или в парламенте. Биологически обусловленная жажда собственности, возвышения и власти становится причиной многих асоциальных поступков. Нас учили, что «бытие определяет сознание» — это правда, но не вся. Трудно даже представить гору книг, авторы которых, припадая к мощам Маркса, доказывали, что мрачная биология властвует над человеком, когда тот сидит на унитазе, а вот встает с него человек в царство веселой социальности. А затем пришел Фрейд и — субъективно будучи предрасположенным к социалистическим спекуляциям — объективно определил узкие пределы их возможной реализации. Великий Зигмунд свою книгу с трогательной надписью подарил Муссолини, а вскоре должен был удирать от Гитлера...

Часто мы чувствуем себя как в комнате без дверей: как выйти? Но главный вопрос таков: а как мы сюда вошли? Несколько лет назад я предложил такое определение: феномен человека заключается в обусловленном интеллектом отсутствии устоявшихся правил внутривидовой конкуренции (В.П.Войтенко, «Феномен человека», Киев, 1999). Прошу не пугаться — и не пугать меня — призрака социального дарвинизма. Не можем мы отречься от своего животного происхождения, даже если очень хочется. Мы должны быть прокурорами, ибо адвокаты не умеют ставить диагноз... Нет гармонии в человеческой природе, но «недостатки» человека являются его сущностью.

МОЛЕКУЛЫ СЧАСТЬЯ

У некоторых динозавров было два мозга — отдельно для передней и задней части тела. У нас — «людозавров» — их тоже два. Левое полушарие мозга специализируется на абстрактно-рациональных составляющих психологии (вспомните о «ноосфере»), а правое полушарие — на образно- эмоциональных функциях (причастных к «красоте, которая спасет мир»). Но... Всю деятельность мозга определяют химические процессы. Отдельные химические соединения вызывают либо чувство удовлетворения, радости, триумфа и даже неистового «кайфа», либо ощущение дискомфорта, подавленности, страха и злости. Если не касаться деталей, то это — все. Естественные генераторы химического «счастья» — сытость и секс. Но, наделив нас таким большим мозгом, эволюционный демон подарил ребенку спички: Homo sapiens научился искать, находить, изготавливать и потреблять химическое счастье. Можно быть счастливым, живя; можно чувствовать себя счастливым, умирая. Морфий — тот, что из мака, и морфий — тот, что из мозга (эндорфин) — одно химическое соединение. Древние греки рисовали бога Морфея с пучком маковых головок... Химических соединений, способных щекотать мозговое счастье, немало. Не последний среди них этиловый алкоголь, 40% раствор которого называется «водкой». О половом разврате, алкоголизме и наркомании и идет речь в этой статье, потому что именно с ними в значительной мере связан демографический кризис в Украине.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Люди ввели в ежедневный обиход сексуальную активность – во многих случаях как вознаграждение за недостаток власти и собственности, как средство самоутверждения. О половых достижениях проходимца с пустым кошельком Дон Жуана знает весь мир. Многолюбие невозможно поставить под врачебный контроль. Единственное средство как-то повлиять на ситуацию — половое воспитание. Здесь существует хитрость, которую сексологи никак не могут вдолбить в голову педагогического совка. Мальчики и девочки в дополовом возрасте (где-то до 10 лет), еще не имея половых эмоций, воспринимают все, что касается секса, нейтрально. Проблема «откуда берутся дети» для них такая же, как проблема «что гремит в небе». Именно на этот возраст должно приходиться половое образование. Воспринятое почти автоматически, оно может стать мощным регулятором полового поведения тогда, когда этот регулятор жизненно необходим. Но... Вспоминаю, как в Верховной Раде жаловались на разврат депутаты и особенно депутатки, держа в руках первое украинское пособие по половому воспитанию. У нас, дескать, таких книг не было, а откуда дети берутся — почти все знаем... Вот смеху-то было в зале! И что? Дети и дальше узнают о сексе не из того, что написали сексологи и психологи, а из тех «источников», которые болтаются по улицам и разрисовывают заборы. Не так давно в одной из киевских школ я почти два часа отвечал на вопросы старшеклассниц (педагогов мы попросили нас оставить; спрашивать можно было обо всем). Впечатления незабываемые... С одной стороны, из- за широкого «диапазона» того, чем интересуются школьницы — подобной насыщенности беседу я имел лишь в житомирской женской тюрьме. С другой стороны, из-за впечатляющей неосведомленности (можно сказать — дикости) в вопросах половой психологии и физиологии. «Все мы трахнутое поколение», — сказала симпатичная девушка, которая, очевидно, что-то в жизни читала. Речь идет не о морали (это не дело врача), а о беременности, абортах, бесплодии, гонорее, сифилисе и СПИДе.


У алкоголя есть два свойства: будничность он подкрашивает, но слишком «яркую» жизнь, из-за которой возникает психологическая напряженность, — уравновешивает. Пьющее племя условно можно разделить на «бедных», «богатых», «трудолюбивых», «несчастных» и «перепуганных». К первым принадлежат люди низших общественных слоев, для которых алкоголь единственное развлечение. «Богатые», имея чересчур много развлечений, пьют от жизненной пустоты. «Трудолюбивых» толкает к чарке усталость и потребность в отдыхе, на который нельзя тратить слишком много времени и денег. Прежде всего это относится к мужчинам с так называемым «психологическим типом А», особенностью которых является неуемное желание «переделать всю работу». Трудолюбы подобной конструкции делают, как правило, незаурядную профессиональную карьеру, но имеют склонность к инфаркту миокарда, который эту карьеру завершает. Алкоголь приглушает эту склонность, но не в чрезмерных дозах. К «несчастным» принадлежат несчастные: не сложилась семья, плохое здоровье, пробуксовывает карьера... всего не перечесть. О «перепуганных» хочу сказать без какого-либо пренебрежения. Война, стихия, Чернобыль, рэкет и т.п. требуют психологической уравновешенности; алкоголь в малых дозах для этого не самое плохое средство. Привыкание превращает лекарство в яд. Мы должны признать, что у самых разных категорий людей имеются свои причины для пьянства, что и вызывает всемирную эпидемию алкоголизма. Не последнее место среди ее причин занимает специфическая общественная атмосфера, о которой французский гигиенист Э.Дюкло писал в книге «Социальная гигиена» сто лет назад. Цитирую по русскому изданию (1904): «Вопрос об алкоголизме — не частный вопрос. Это вопрос общий, так как он представляет один из симптомов всеобщего ленивого разгильдяйства и ослабления общественной энергии. Данный народ болеет алкоголизмом, как болеет политикой, как болеет коррупцией, как болеет всякими социальными мечтаниями, заставляющими верить, что спасение заключается в наименьшем количестве усилий». Очень точно, и не только о Франции. «Общественная энергия» — признак коллективного психологического и психического здоровья, которое не только принуждает, но и побуждает, приглашает и позволяет жить по-человечески.

Сказанное об алкоголиках в целом касается и наркоманов. Тем не менее в их среде существует «элита». Плебс – это мак и конопля, анаша, план, пластилин, кругляк, джеф и кумар; грязная кухня, где варят; грязный шприц, по которому ползают вирусы СПИДа; грязная постель, на которой кайфуют; грязная подруга, которая за дозу сделает все. Аристократам нравятся стимуляторы, дающие возможность «стоять на ушах» или даже «ходить по потолку». Для этого часто используют «колеса» – таблетки (лекарства). Среди них — амфетамин и родственные наркотики (ДМА, первитин, МДМА), известные на черном рынке под общим названием «экстази». «Элита» уважает и кокаин («марафет»). Много лет наркоманы высшей пробы могут держаться на цивилизованном уровне, не продавая из дома подушки и даже не отказываясь от ведущих позиций в искусстве и бизнесе. Считают дураками не только недоделанных пэтэушников с маковой тоской в глазах, но и нас, врачей, когда мы пишем о губительности наркомании.

Трагическая особенность последних лет — интервенция в Украину (и Европу вообще) относительно дешевого героина из Афганистана; при этом талибы способствуют ей и из экономических, и из идеологических соображений. Распространение дешевого героина является средством биологической войны, жертвы которой — в одной команде с агрессорами. Очень советую помнить об этом сторонникам той точки зрения, что плохая Америка должна быть наказана, а бен Ладен — хороший парень (таких у нас больше, чем можно подумать).

Статистика свидетельствует о более-менее стабильном в течение последних лет количестве алкоголиков при возрастании количества наркоманов. Действительное количество больных приблизительно вдесятеро больше зарегистрированного. Информативность официальных материалов заключается не в абсолютных цифрах, а в их сравнении по разным регионам. Не лишено смысла сравнение количества наркоманов и алкоголиков: «бахусов» намного больше, чем «морфеев».

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Социальные и экономические факторы, а главное – та их сублимация, которую Э.Дюкло назвал «общественной энергией», непосредственно или опосредовано, просто или через промежуточные механизмы детерминируют поведение человека. Алкоголизм, наркомания, венерические заболевания и внебрачные рождения мало зависят от медицины и определяются перво-наперво поведением. В разных регионах Украины (см. карту, рис. 1) частота алкоголизма, сифилиса и внебрачных рождений отличается в 4 раза, а наркомании – в 15 раз(!). Наиболее спокойна (в частности, в отношении сифилиса, см. карту) ситуация на Западе, а угрожающая – на Востоке и Юге. У Киева приемлемые показатели, если речь идет об алкоголизме, внебрачных рождениях и сифилисе, но по количеству наркоманов он уступает только четырем наиболее пораженным регионам (области Днепропетровская, Запорожская, Николаевская и Одесская).

В какой мере половой разврат, пьянство и употребление наркотиков скажутся на общей демографической ситуации? Ответ на этот вопрос дает таблица (рис. 2). Прошу уважаемых читателей ее не пугаться, так как суть проста. Плюсами обозначены ситуации, в которых влияние одной из «голов дракона» на демографический показатель с математической точки зрения доказано (то есть намного превышает статистическую погрешность). Первый вывод: наиболее информативными для оценки нынешнего демографического кризиса являются факторы, связанные с алкоголизмом и внебрачными рождениями (их влияние существенно в отношении 7 из 11 показателей). Наркомания и заболеваемость сифилисом также имеют свои «зоны влияния», но они намного меньшие – по крайней мере, сегодня.


Последний столбик таблицы количественно отражает вклад каждой из четырех характеристик «стиля жизни» в региональную вариабельность (дисперсию) демографической ситуации. Второй вывод: от одной до двух третей(!) отличий между регионами связаны с отравляющим дыханием «дракона». Механизмы связи могут быть разными. Если алкоголь может непосредственно провоцировать сердечно-сосудистые болезни и рак (таким образом влияя на смертность и продолжительность жизни), то внебрачные рождения являются не причиной, а признаком («флагом») люмпенизации, уничтожающей людей с помощью десятков различных рычагов. Но – по большому счету – в ближайшие годы врачи, демографы и социологи имеют возможность отдыхать, потому что если и есть кто- то, чье влияние на демографический кризис может быть реальным, то это высокие должностные лица, учителя и священники. Коммунистическая идея умерла – туда ей и дорога (я буду среди последних, кто о ней пожалеет) – но. Как оказывается, даже плохая идея лучше безыдейности. Поводов для оптимизма не видно. Сегодня мы видим тех, кто хочет продать, и тех, кто хочет купить новую генерацию. Но ее собственный голос не слышен. Политическую проституцию мы унаследовали от позднего брежневского комсомола; нынешние «новые дегенераты» продаются дороже, но главное то, что они продаются.

Владимир ВОЙТЕНКО, доктор медицины, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ