Со дня трагической гибели воспитанников Нежинского интерната прошло чуть больше недели, но правильных уроков власть из этого так и не извлекла. Вместо того чтобы пересмотреть и изменить принципы работы детских домов, усилить акцент на введении альтернативных форм воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, Президент отдал распоряжение о том, что нужно усилить контроль над работой интернатов и увеличить количество медицинских проверок в них. С одной стороны, повышенное внимание к работе детдомов необходимо, но это не решит всех проблем, существующих в этих заведениях, равно как и не станет гарантией того, что нежинская трагедия не повторится где-нибудь в другом месте. Напомним, 12 августа в СМИ появилась информация, что умерло пять воспитанников Нежинского интерната для детей с поражением центральной нервной системы. Как впоследствии выяснили врачи, причина — острая респираторная вирусная инфекция. Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по статьям о ненадлежащем выполнении обязанностей по охране жизни и здоровья детей и ненадлежащем выполнении медиками профессиональных обязанностей.
Чтобы подобного больше не произошло, нужно лечить всю систему в целом, в частности от болезни, которая называется «безразличием» и «безответственностью». И распространена она не только в интернатах, но и в домах для инвалидов и людей преклонного возраста. Если бы родители не отказывались от своих детей и брали на себя всю ответственность за их воспитание, не оставляли на произвол судьбы при любых обстоятельствах, детишки жили бы в семье и там уж точно получали бы надлежащий уход, который не привел бы к трагическим последствиям. Это же касается и стареньких бабушек и дедушек, доживающих свой век в специальных заведениях, в то время как их дети живут в свое удовольствие, сняв с себя всю ответственность за родителей.
А если бы на самом деле было так, то не было бы потребности создавать ни дома престарелых, ни специализированный интернат в Нежине, ни другие школы-интернаты по всей Украине. По данным Министерства по делам семьи, молодежи и спорта, в них сегодня воспитывается около 28 тысяч детей, которые остались сиротами или родителей которых лишили родительских прав (всего в Украине таких детей насчитывается более 100 тысяч).
Но если уж интернаты существуют и проблема сиротства в Украине довольно распространена, то государство должно заниматься этими вопросами и делать все, чтобы поддержать этих детей. Несчастный случай в Нежине должен был бы стать хорошим уроком для того, чтобы реформировать интернатное воспитание для блага самих же воспитанников. Например, пойти путем европейских стран, где интернаты — это заведения, где воспитывается не 50 или 100 детей, а максимум — полтора десятка, а условия воспитания максимально приближены к семейным. В соседней с нами Венгрии несколько лет назад для «государственных детей» после принятия соответствующего законодательства было создано более 400 небольших домов, в каждом из которых планировалось воспитывать не более 12 детей. Так же полсотни лет назад поступили Швеция, Норвегия, Финляндия, где теперь классических интернатов почти нет вообще. Дети воспитываются в приемных семьях, малокомплектных приютах или в специальных SOS-детских городках (в Австрии таких городков девять, в Украине — всего один).
Однако шаги, предпринимаемые нашими властями в этом направлении, пока таких изменений не предвещают. Сначала премьер-министр Николай Азаров издал указ о расширении в Украине сети интернатных заведений, а после прецедента в Нежине Президент Украины Виктор Янукович поручил Министерству здравоохранения, Министерству социальной политики и другим ведомствам тщательнее следить за работой этих заведений.
Намного больше пользы принесло бы распространение альтернативных форм воспитания. Эффект от пребывания детей в приемных семьях или домах семейного типа намного больше, чем в интернатах. Ни для кого не секрет, в каких условиях живут воспитанники государственных приютов: комнаты, давно не видевшие ремонта, дешевые одежда и еда, часто не слишком толерантные воспитатели, угрожающие психбольницами в случае непослушания. У выпускников интернатных заведений возникают проблемы из-за отсутствия жилья, постоянного места работы, а также трудности с созданием собственной семьи. Дети молодых одиноких матерей, когда-то воспитывавшихся в детдомах, впоследствии оказываются в этих же заведениях. В общественных организациях, занимающихся проблемами сирот, утверждают, что кое-кто из директоров интернатов делает на этом бизнес: просто отмывает из государственных средств значительные суммы на собственные потребности. Но кое в чем руководителей детдомов можно понять, ведь их самоотверженный труд, постоянная психологическая нагрузка и большая ответственность — не за одного или двух детей, а сразу за несколько десятков — должны соответствующим образом вознаграждаться. А этого государство, к сожалению, часто не может обеспечить.
После визита в Нежинский интернат своими впечатлениями с Президентом поделилась заместитель главы Администрации Президента Анна Герман. В интервью одному из украинских изданий она рассказала, что очень обеспокоена увиденным: «В том интернате здоровый может умереть, а не только больной, — заявила Анна Герман. — Там ужасная жара, нет ни вентиляторов, ни кондиционеров, ни холодной воды для детей. Им в чайниках дают какую-то переваренную воду. Говорят, что вода где-то стоит, но я, проходя по палатам, игровым комнатам, не видела, где бы дети могли попить. Ходила с ними на обед, им дали стакан компота. Там есть уже взрослые дети. Но они не видят своей перспективы, своего будущего. Есть дети, которые очень красиво и много рисуют, они хотят где-то видеть себя в жизни, где-то себя найти. Очевидно, нужно думать над расширением их возможностей, делать простые, элементарные вещи. Для того чтобы воспитанник знал, что он повзрослеет и сможет себя реализовать. Но надежды никакой. Детям здесь морально очень тяжело».
Почему же увиденное не натолкнуло на мысль, что, возможно, нужно постепенно отказываться от интернатных заведений, расширяя сеть домов семейного типа или приемных семей, как это давно сделали страны Европы? В поручении Президента частично говорится о заимствовании лучшего мирового опыта ухода, лечения и реабилитации в интернатных заведениях больных детей, а также инвалидов и граждан преклонных лет. Но, как объяснили «Дню» в Администрации Президента, пока речь идет лишь о юридических аспектах работы таких заведений.
Еще одно намерение власти — возобновить шефство над интернатными заведениями. Это было еще в советские времена, когда благотворительные или общественные организации занимались приютами. Как утверждают специалисты Департамента по усыновлению и защите прав ребенка, это не тот путь, которым должно идти реформирование интернатов. Еще в 2006 году правительство одобрило концепцию Государственной программы реформирования системы заведений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. В ней как раз говорится о разукрупнении интернатов и образовании малокомплектных заведений, где будет воспитываться максимум 50 детей. И они получат возможность учиться в обычных школах, а также поддерживать отношения с родственниками и родителями. Эту концепцию успели апробировать несколько областей Украины, показывая хорошие результаты. Если был такой положительный опыт, то зачем же от него отказываться?
Вместо этого в намерениях власти имеем ежеквартальные медицинские обследования и карантинные мероприятия в детских интернатах, проверки педагогов и медицинских работников на соответствие профессиональным и моральным требованиям, необходимым в работе с воспитанниками, а также открытие трудовых мастерских, подсобных хозяйств и специальных рабочих мест для обучения и трудовой реабилитации. Но это лишь часть тех реформ, которых требуют детские дома. Лучшая форма воспитания ребенка — это настоящая семья, если не биологическая, то приемная. И никакие интернаты, какие бы условия там ни были, не заменят детям мать или отца. Если даже чрезвычайная ситуация в Нежине не дала это понять, то что же тогда должно произойти?
КОММЕНТАРИЙ
Людмила БАЛЫМ, директор Департамента по усыновлению и защите прав ребенка:
— Усиление контроля работы интернатных заведений, как свидетельствует этот ужасный случай, является крайне необходимой мерой. А установление шефства, очевидно, должно сделать эти заведения более открытыми и прозрачными в своей деятельности. Главное, чтобы шефство не было формальным и не вылилось лишь в периодическое оказание финансовой помощи. На мой взгляд, шефство — это, прежде всего, действенная поддержка в решении вопросов защиты судьбы каждого конкретного воспитанника, помощь в реализации прав ребенка на семейное воспитание. Ведь законодательство Украины четко определяет, что отправка в интернат не избавляет соответствующие органы исполнительной власти от поиска возможностей для устройства ребенка на воспитание в семью. Кроме того, в поручении Президента не говорится об изменении приоритетов устройства детей, при различных жизненных обстоятельствах потерявших опеку родной семьи. Не отменяется и действие Общегосударственной социальной программы реформирования заведений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Для Министерства семьи, молодежи и спорта остаются приоритетными вопросы поддержки семей, детей, развитие усыновления, опеки, попечительства, патроната: приемных семей и детских домов семейного типа. Украина в этих вопросах прошла определенный путь, имеет немало достижений и будет продолжать деятельность исключительно в интересах детей.