Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Когда зарычат каменные львы...

Как спасти дворец Бадени, который приходит в упадок из-за безразличия
21 декабря, 2017 - 17:05

Дворец Бадени, расположенный в центре города Буск Львовской области, претерпевает значительные разрушения, в частности из-за поджога в октябре прошлого года. Это уже второй пожар на территории дворцового комплекса. Случился он через полгода после официального заявления министра внутренних дел Арсена Авакова о передаче дворца громаде Буска, в итоге разрушено перекрытие. Тогда еще в эйфории от заявлений официальных сторон горрада Буска обещала присоединить дворец Бадени к маршруту Золотой Подковы (популярный туристический маршрут по замкам Львовщины. — Ред.). У власти есть средства на перекрытие здания, но дальновидного плана развития памятника архитектуры нет.

ЗНАКОМСТВО С «ГЕРОЕМ»

В Буск я отправился в дождливую погоду. Искать вход во дворец пришлось долго, потому что указателей, которые бы объясняли, где черный вход, нет. Попадаю во двор по асфальтированной дороге, на месте которой при хозяевах была песчанка, поэтому когда проезжала карета, специальные рабочие засыпали грабельками следы от колес. Среди постоянных посетителей здесь разве что стая воробьев и те, кто регулярно оставляет надписи на стенах комнат в стиле «здесь был ...» и «Миша любит Машу». Парадный вход теперь закрыт решетками. Я, как и все другие любители попасть во дворец XIX века, вынужден перелазить через раму окна без стекла. Трудно поверить, как легко попасть внутрь когда-то пышно украшенного дворца.

Под ногами трещит содранный с пола кафель и песок. Со стен как-то самобытно свисают трубы, которые служили армейцам коммуникациями водоотвода, — очевидно, я попал в санузел.

Вхожу в одну из комнат на первом этаже и чувствую, что капля воды стекает по виску. Поднимаю голову вверх и замечаю, что кусок потолка около трех квадратных метров повис надо мной, видно перекрытие между этажами, откуда и стекает вода. Делаю шаг назад, осматриваю опустевшую комнату с осыпавшейся от ветра побелкой, где осталась только ножка люстры.

Говорят, последний пожар случился на чердаке. Забираюсь на лестницу, которая выводит меня в коридор с очень низким потолком. Сначала слышу плеск воды под ногами, приоткрываю со скрипом двери чердака. От движения дверей крошится бетонное перекрытие, совсем обветшавшее от воды. В помещении чувствуется стойкий запах паленого дерева и резины, хоть пожар случился год назад.

Выхожу из залов одинокого Бадени и шагаю в городскую раду, чтобы узнать позицию официальных сторон.

ГРОМАДА ХОЧЕТ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ»

Еще в 2009 году МВД планировало сделать здесь пункт приема нелегальных мигрантов согласно договоренностям о миграционной политике ЕС. Тогда провели референдум местного значения, на котором решили судьбу дворца Бадени. Громада раскритиковала создания такого пункта на территории памятника архитектуры, большинство отдало преимущество созданию «социально-культурной среды».

По словам мэра Ростислава Слипца, такая формулировка делает невозможным создание здесь «магазина, гостиницы или подпольного борделя». «Здесь могут создать центр обслуживания граждан, поскольку социальные службы разбросаны по всему городу, а отсутствие городского транспорта усложняет доступ в эти учреждения. Но создание музея на территории дворцового комплекса — это вопрос первой очереди. А поскольку вспомогательные здания построены значительно позже, чем сам дворец и не имеют никакого отношения к культурному наследию, в них можно развить инфраструктуру дворца для удобства посетителей», — рассказывают в городской ратуше.

Спрашиваю, имеет ли городская власть конкретный план действий по реализации замысла включить дворец Бадени в маршрут «Золотая Подкова». Узнаю, что ни на одном заседании городской рады не ставили на повестку дня вопрос о создании «социально-культурной среды» и никаких переговоров с Львовской картинной галереей по поводу продолжения указанного маршрута не было.

Мэр утверждает, что сейчас самое важное — перекрыть дворец,  сделав невозможным его разрушение природными факторами, и ограничить доступ на территорию граждан, которые «намереваются нестандартно или романтично провести там время». На решение этих проблем из бюджета города за 2017 год выделено 460 тысяч гривен. На следующий год на объекты по адресу: площадь Независимости, 8, планируют выделить достаточно большую сумму.

«По моему мнению, если говорить о создании здесь, во дворце Бадени, музея, надо сначала реставрировать здание и провести переговоры с руководством Львовской галереи искусств об учреждении еще одного их филиала. На маршруте «Золотая Подкова» филиалами галереи являются Олесский, Подгорецкий и Золочевский замки», — продолжает председатель горрады Буска Ростислав Слипец. Это нужно, чтобы заполнить пространство дворца экспозициями. А до весны пан Ростислав обещает мне сообщить о результатах переговоров горрады с Львовской картинной галереей.

«ЗДЕСЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР»

Начальник отдела культуры и туризма Бусского района Людмила Цихоцкая убеждена, что во дворце графа Бадени должен быть культурно-художественный центр. «Сейчас на руинах можно зарабатывать — вспомните Колизей в Риме. Для того, чтобы сделать наш дворец туристически привлекательным, нужно по крайней мере позаботиться о благоустройстве территории», — уверяет пани Людмила. Таким образом, люди могли бы спланировать свой маршрут по «Золотой Подкове» не по объездной, а посещали бы и Буск.

«Если даже в здании будет какая-то организация и ценные экспонаты, то они должны храниться под охраной. Если даже там просто будут работать всяческие организации, я не считаю, что это будет нормально», — утверждает Людмила Ивановна.

ПЕРВЫМИ ТУРИСТАМИ ЯВЛЯЮТСЯ ШВЕДЫ

Но первых туристов дворец графа Бадени уже имеет. Это гости из Швеции. Сотрудница Шведского института Соня Энгстром во время пребывания в Украине и преподавания шведского языка нашим студентам узнала о местечке, описанном в  книге. И с тех пор шведы приезжают во дворец Бадени группами каждый квартал.

«В январе прошлого года Соня подарила нам книгу о дворце, которую написала жена продолжателя рода Бадени Алиция», — Людмила Цихоцкая предлагает мне ознакомиться с книгой, которая объединяет историческую память Швеции и Украины.

Студенты Сони Энгстром уже успели перевести фрагмент этого текста, откуда мы можем почерпнуть воспоминания о том, как Алиция, прогуливаясь с сыном, встретила телегу с телом ее мертвого мужа. Перед ними остановились и сказали: «Это пан Людвиг Бадени, он вернулся домой».

Меня заинтересовало, не хотели ли наследники Бадени восстановить историческую справедливость после того, как с приходом советской оккупационной власти им пришлось покинуть свое имение. По информации Людмилы Цихоцкой, последний наследник графского рода был монахом, умер в Польше и потомков не оставил. Священники из Буска спрашивали его, не хотел бы тот посетить свое родовое имение. Но Казимир не согласился на такое, потому что был возмущен тем, что советские оккупанты уничтожили их семейный склеп и выбросили останки тел в Западный Буг.

НА ПОРУКАХ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

С 2009 года, когда в Буске расформировали военную часть, громада города активно интересовалась проблемами дворца Бадени. Общественные активисты и волонтеры заботились о сохранении исторического памятника с древней историей: проводили санитарно-гигиенические работы, следили за порядком на территории дворцового комплекса и фиксировали кражи металлических конструкций и материалов исторического наследия. А главное — обрели в борьбе право на принятие исторического памятника в собственность громады города.

О борьбе за дворец Бадени мне рассказала Людмила Цихоцкая, которая вместе с активистами следила за ситуацией вокруг дворца все годы. По ее словам, для обретения прав на памятник архитектуры приходилось приобщать «и политиков, и даже из Верховной Рады», чтобы кто-то пролоббировал вопрос в парламенте. Потому что «уже невозможно было терпеть постоянные разворовывания, разрушения и поджоги».

«Мы даже шутили: когда львы, стоящие на страже дворца, заричат, тогда и дела сдвинутся с места», — вспоминает Людмила Цихоцкая. Кстати, в Бусской районной библиотеке, где работает Людмила Ивановна, есть фотография, где снят последний Казимир из рода Бадени на том льве.

«ЗАКОНЧИЛИСЬ ВЫБОРЫ — ЗАКОНЧИЛИСЬ И ОБЕЩАНИЯ ПОЛИТИКОВ»

О судьбе дворца Бадени беспокоились и политики. Пани Людмила рассказывает об одном из таких случаев: «В 2007 году в наш город приезжали Анатолий Гриценко, тогдашний министр обороны Украины, и министр культуры и туризма Николай Яковина по приглашению одного из депутатов райрады. Так пан Анатолий сказал, что будет помогать в развитии нашего дворца, но для этого ему нужна поддержка избирателей. Закончились выборы — закончились и обещания политиков. На время выборов дворец превращается в разменную монету». Позже, как утверждает Людмила Цихоцкая, к активистам присоединился нардеп Михаил Бондарь, который в парламенте лоббировал передачу дворца громаде.

Боролись и добыли в борьбе — министр внутренних дел Арсен Аваков 25 мая 2016 года официальным заявлением подтвердил распоряжение Кабмина о передаче дворца Бадени и хозяйственных зданий на территории площадью 2,97 гектара в собственность громады города Буск.

Тогда городская власть в порыве энтузиазма обещала сделать во дворцовом комплексе музей национального значения и включить местечко в маршрут «Золотая Подкова». Однако бюрократическая волокита в конце весны 2016-го так и не завершилась — только 1 февраля 2017-го городская рада смогла получить в коммунальную собственность «здание на площади Независимости, 8, в Буске». И с тех пор только городская рада Буска имеет полномочия на распоряжение дворцом.

БЫЛ ИМЕНИЕМ ГРАФОВ — СТАЛ КАЗАРМАМИ

Почему же для нас так важен дворец графа Бадени в Буске? Потому что у него есть история. По крайней мере эта история когда-то будет возвращаться в музеи в виде кусочков паркета с пола, оригинальных дверей и т.п.

Согласно историческим исследованиям краеведа и преподавателя Львовского национального университета имени Ивана Франко Ивана Цихоцкого, впервые дворец на территории современного памятника архитектуры в Буске был построен на средства старост Яблоновских — с 1698 года он уже входил в инвентарное описание Бусского староства. Тогда здание было деревянным, с изысканным интерьером (подробное описание в статье Ивана Цихоцкого «Палац дідичів Буська (1810)», журнал «Наша спадщина» №3 (11) за 2017 год).

В начале XIX века дворец пережил реконструкцию. По строительному плану бусского дидыча Войцеха Миера здесь построили одноэтажный особняк, который из-за финансовых трудностей его семья покинула в 1819 году. После этого имение еще несколько раз меняло владельцев и, соответственно, внешний вид, пока в 1880 году Казимир Феликс Бадени, который был министром в Австро-Венгрии, получил дворец в наследство от Миеров. С тех пор богатая семья Бадени была в почете в Буске, а дворец был их любимой резиденцией.

Во время польско-украинской войны 1918—1920 гг. в отдельных помещениях дворца находились подразделения украинской армии. С тех пор и наступила «армейская» эпоха дворца Бадени, которая завершилась в 2009 году, когда здесь окончательно расформировали военную часть.

С приходом в Буск в 1939 году советских оккупантов дворец конфисковали в народную собственность, семье Бадени пришлось покинуть город. Более позднее здание дворца адаптировали к потребностям военной части спецсвязи и разведки вооруженных сил сначала СССР, потом Украины. Войско расформировали, а дворцовый комплекс так и остался на балансе МВД Украины.

Виталий КУДИРКО, Летняя школа журналистики «Дня»-2017. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ