Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Охотники хотят... более жестких законов

И поддерживают экологов во введении увеличенных штрафов
18 августа, 2009 - 18:48

С предложением столичных экологов запретить охоту в Украине охотники не соглашаются. А вот с тем, что менять что-то в системе охоты необходимо, они единодушны. Первое, на чем настаивают любители дичи, — изменить Закон «Об охотничьих хозяйствах и охоте». На сегодняшний день Государственный комитет лесного хозяйства подготовил новый законопроект, который Верховная Рада рассмотрит в сентябре. Основной пункт нового закона — увеличение штрафов в 10—30 раз. Но, по мнению представителей охотничьих хозяйств, это не единственное, что нужно изменить. Подробнее — в разговоре «Дня» с президентом охотничьего клуба «Парадокс» Николаем ВОЙТОВИЧЕМ.

— Николай Михайлович, со стороны некоторых экологических организаций звучало предложение запретить охоту. Как вы к этому относитесь?

— Сделать это невозможно. Если закрыть индустрию охоты, возникнет вопрос, кто будет оплачивать работу людей, задействованных в этой сфере (в Украине насчитывается 900 охотничьих хозяйств, а это более 100 тысяч работников), или кто будет выращивать корм для животных? А главное — запрет охоты освободит дорогу для браконьеров. Мы видим такой выход — сделать закон по борьбе с браконьерством жестче. При каждом лесном хозяйстве нужно открыть телефоны горячей линии, чтобы каждый гражданин мог позвонить и сказать, что сейчас там-то и там отстреляли лося или другое животное. А также при них должны работать специальные экологические комитеты, в состав которых должны входить представители милиции. Задача этих комитетов — следить, как выполняется закон, и наказывать тех, кто его нарушает, невзирая на их статус: народный депутат, прокурор или рядовой гражданин.

— Какие нужно внести изменения в Закон «Об охотничьих хозяйствах и охоте»?

— В нем нужно прописать, что половину штрафа, который выплачивает браконьер, получает государство, а другую — хозяйство. Теперь сумма штрафа полностью идет в государственный бюджет, тогда как охотничьи хозяйства дают рабочие места егерям, расходуют средства на топливо, транспорт, посевы кормов для животных и охраняют угодья от браконьеров. Вообще закон не соответствует требованиям времени, поскольку писался два года назад. За это время произошло много изменений, которые нужно учитывать. В частности, то, что ныне хозяйства разделены на государственные, общественные и частные. Старый закон говорит, если на территории хозяйства любой формы собственности поймали браконьера и составили протокол, то сумму штрафа определяет чиновник лесного хозяйства, то есть представитель государства. Это неправильно. И еще, в соответствии с новым законом, штраф может быть от 10 до 24 минимальных заработных плат. Такие вариации дают возможность взяточничать тем, кто назначает сумму штрафа. Такие случаи часто происходят. Так, в январе в одном из фастовских хозяйств поймали браконьера, который отстрелял двух кабанов. Когда дело дошло до суда, ему назначили штраф всего 62 гривни (почти столько же стоит на рынке килограмм мяса, тогда как вес кабана — минимум 100 килограмм). Ясное дело, что здесь не обошлось без коррупции. Например, когда в наше хозяйство на охоту приезжает иностранец, в его лицензии четко прописано, если он подстрелил кабана весом 40 кг, должен заплатить за него 60 евро, а за кабана весом 300 кг — три тысячи евро. Это нужно отобразить и в украинском законе, чтобы чиновники, выносящие приговор, не могли маневрировать и четко знали, какую сумму штрафа нужно взимать.

— Каким, по вашему мнению, должен быть государственный или общественный контроль за деятельностью охотников в сезон охоты?

— Настоящий охотник всегда заботится о том, чтобы в хозяйстве было восстановление животных, и отбирает у природы то, что можно по закону. А хороший хозяин не позволит, чтобы охотники отстреляли в его угодье такое количество дичи, что это уменьшит поголовье на следующий год. Прежде чем открывать охоту на дичь, парнокопытных или других животных, каждое охотничье хозяйство вместе с представителями Министерства охраны окружающей природной среды и Государственного комитета лесного хозяйства составляет учет животных. В соответствии с ним определяет то количество, которое можно отстрелять за данный сезон. Дело в том, что численность животных нужно регулировать, в частности, и благодаря охоте. Так, пять лет назад мы приобрели небольшую территорию охотничьего хозяйства, где не было ничего живого. За три года мы воссоздали животный мир, дошло до того, что на нас теперь жалуются фермеры — мол, у вас слишком много кабанов, которые вредят нашим полям.

Инна ФИЛИПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ