Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

ОТ АНТОВ ДО СОВРЕМЕННОСТИ

29 марта, 2002 - 00:00


Выборы — весьма многогранное общественное явление. Как отмечал немецкий государствовед Г. Майер, в общенациональном масштабе выборы — это наиболее массовый процесс, который знает право.

К ИСТОРИИ ВОПРОСА

Выборность на территории современной Украины существовала еще до возникновения государства. Элементы выборности наблюдаются, в частности, у славянских племен. Совет в этих племенах состоял из лучших людей, которые выбирались. Это были преимущественно уважаемые представители признанных родов. Они собирались на вече — совете, где решались важные вопросы жизни племени, войны и мира. Еще старинный летописец Прокопий писал, что славянами и антами не правит один муж, а издавна они живут общественным правлением и все дела — добрые или лихие — решают совместно.

С образованием и укреплением Киевского государства принципы выборности приобрели общий характер, хотя публичная власть в Киевской Руси еще не имела парламентских форм.

Дальнейшее развитие института выборности в Украине связывается с существованием Гетманской державы, Запорожской Сечи и Слободской Украины. Им присуща одна и та же форма государственного управления — демократическая республика. Носителем суверенной власти в этих республиках выступает весь народ. Общей для названных государственных образований была тенденция сочетания функций общественно-политических, государственных с военными. Все государственные институции без исключений формировались только путем выборов. Акт «Правий Уклад та Конституції відносно прав і вольностей війська Запорожського», названный Конституцией Украины 1710 г. гетмана Пилипа Орлика, можно считать первым нормативным актом писаного избирательного права Украины, поскольку он впервые зафиксировал принципы деятельности органов государственной власти, порядок, сроки и периодичность созыва высшего представительского органа тех времен — Генеральной Рады.

Особое место в истории становления института выборности в условиях восстановления украинской государственности занимают выборы в Учредительное собрание Украинской Народной Республики. Нормы Конституции УНР, которые формировали основы избирательного права Украины в то время, вместе с Законом о выборах в Украинское Учредительное Собрание являются значительной вехой в истории возрождения демократических выборов.

Особый период развития избирательного права Украины представляло советское избирательное право. В его развитии прослеживаются такие периоды: первый — с 1917 до 1936—1937 гг., второй — с 1936 до 1985 гг., третий — с 1985 до 1990 гг. Первый период становления так называемой «пролетарской» избирательной системы характеризовался введением выборов на принципах необщего, косвенного, неравного избирательного права при открытом голосовании, существованием открытого перечня политического, социального, экономического, религиозного ценза относительно избирательных прав, отсутствием установленной законом системы проведения выборов и подсчета голосов, применением непредусмотренных законодательством специфических форм контроля за проведением выборов со стороны партийных и репрессивных государственных органов.

На втором периоде развития советской избирательной системы выборы проводились уже на принципах общего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, был ликвидирован избирательный ценз, кроме предусмотренных в законе, а также создана система избирательных комиссий во главе с Центральной.

С 1936 г. в советской избирательной системе вводится своеобразная «двойная стандартизация» для оценки избирательного права и практики проведения выборов: одна шкала — декларируемая социалистическая демократия, построенная на принципах общих, равных, прямых и тайных выборов; другая — для внутреннего пользования, направленная на обеспечение руководящей роли партии в обществе и государстве.

Последний период советской избирательной системы начался в 1985 г. с реформирования всего массива избирательного законодательства на территории СССР, в том числе в УССР. Избирательные кампании 1988—1990 годов можно назвать первыми демократическими или, по крайней мере, полудемократическими выборами в Советском Союзе.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Право избирать и быть избранными, вместе с другими политическими правами и свободами закрепленное в Конституции 1996 года, предоставляет гражданам уникальную возможность контроля за деятельностью власти, включая полную ее смену.

К сожалению, как свидетельствует опыт предыдущих избирательных кампаний, в том числе материалы следственных комиссий Верховной Рады Украины, без нарушений ни одни выборы не обходятся. В результате суды пополняют свою практику целым рядом уголовных дел и привлекают лиц к уголовной ответственности.

Как бороться с нарушениями закона? Вопрос справедливый и не такой уж простой.

Уголовные правонарушения, которые являются следствием пренебрежения избирательным законодательством, принадлежат к преступлениям, которые посягают на общественные отношения, связанные с формами, задачами, содержанием деятельности государства, а также на политические права граждан.

С 1 сентября прошлого года Украина живет по новому Уголовному кодексу, в котором на каждый из «относительно честных» способов манипулировать голосами избирателей есть своя статья. В частности, статья 157 (препятствование осуществлению избирательного права), статья 158 (неправомерное использование избирательных бюллетеней, подлог избирательных документов или неправильный подсчет голосов, либо неправильное объявление результатов выборов), статья 159 (нарушение тайны голосования).

Статья 157 Уголовного кодекса Украины предусматривает, что препятствование насилием, обманом, угрозами, подкупом или иным образом свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным, а также вести предвыборную агитацию наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до четырех лет.

Те же действия, совершенные по предварительному сговору группой лиц или членом избирательной комиссии или другим служебным лицом с использованием власти или служебного положения, наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет. Если же эти действия повлияли на результаты голосования или выборов, то чересчур ретивые исполнители могут получить от семи до двенадцати лет лишения свободы.

Статья 158 Уголовного кодекса Украины за такие преступления, как выдача членом избиркома бюллетеня лицу, не внесенному в список избирателей, подлог или любая иная подделка избирательного документа наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Нарушение тайны голосования, совершенное членом избирательной комиссии или другим должностным лицом с использованием власти или служебного положения, наказывается штрафом от пятисот до тысячи необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от одного до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Понятно, что кроме уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, существует, например, административная ответственность со значительно меньшими санкциями.

Однако принимая во внимания негативный опыт предыдущих избирательных кампаний, политическую ситуацию в государстве, большое количество участников нынешних выборов и т.п., целесообразно будет сосредоточиться именно на криминально-правовой стороне этого вопроса. Комитет избирателей Украины в своем отчете о нарушениях во время избирательной кампании отметил, что ему приходилось иметь дело с нарушениями запрета на агитацию; административным давлением на субъектов избирательного процесса и СМИ; агитацией путем бесплатного или по сниженным ценам предоставления товаров и услуг; использованием грязных предвыборных технологий — распространением информации от имени конкурента; фактами насилия в отношении участников избирательного процесса. Больше всего нарушений (около трети) было зафиксировано со стороны представителей органов власти и руководителей предприятий, учреждений, организаций. Приблизительно одинаковое количество нарушений было зафиксировано со стороны партий и отдельных мажоритарных кандидатов.

Вызывает обеспокоенность криминализация избирательного процесса. Не хотелось бы прогнозировать негативные результаты этой кампании, но, кажется, после ее окончания будет также возбуждено не одно уголовное дело.

Но как же противостоять этому?

17 января этого года создана парламентская следственная комиссия по вопросам соблюдения избирательных прав граждан во время проведения выборов 2002 г., среди основных функций которой, в частности, — изучение материалов о нарушении избирательных прав граждан. Президентом подписан Указ об обеспечении реализации прав граждан, принципов демократического общества, открытости и прозрачности в процессе проведения выборов 2002 года. Но в первую очередь сами субъекты избирательного процесса и просто граждане Украины должны заботиться о защите своих собственных прав, сразу же после выявления фактов нарушений подавать официальные жалобы и заявления в избирательные комиссии, судебные и правоохранительные органы государства.

Вопрос прав и свобод человека и гражданина на современном уровне жизни является важнейшей проблемой внутренней и внешней политики всех государств мирового содружества. Положение дел в сфере обеспечения прав и свобод личности, их практической реализации является тем критерием, по которому оценивается уровень демократического развития любого государства и общества в целом.

Юрий ХАХУДА, адъюнкт Национальной академии ВД
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ