Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«От Яна — до Ивана»

История одной сельской церкви
13 июля, 2006 - 19:59
ЗА МОСТОМ — ИВАНОВКА / ОТЕЦ ПЕТР

Если дорога начинает напоминать прифронтовую полосу, а впереди светятся купола Божьего храма, значит вблизи Ивановка. Впервые об этом селе услышала несколько лет назад, когда местная уроженка Серафима, мама единственной на село монахини, рассказывала, что якобы когда-то ее дед как церковный староста открыл ход в подземелье храма, и даже они, тогда еще дети, видели с десяток древних гробов, человеческие кости и... нетленные конечности! А недавно услышала о местном батюшке, которого к решению стать священником побудил вещий сон...

НА МАЙДАНЕ, У БАРА...

Если бы взглянуть на Ивановку с неба, то она бы напомнила солнце: небольшие улочки лучами сходятся к церкви. Названия простые, но практичные, наподобие «За церковью», «К мосту» и «Село»... «Селом» называется та часть Ивановки, с которой она в свое время и берет свое начало. Именно здесь едва ли не больше всего пустых хат. На сто строений в Ивановке у 30 ти (!) уже забиты двери иокна, а еще у 20-ти живут по одному или два старых хозяина. Есть в селе и свой Майдан — так называется площадь перед Божьим храмом. В метрах двадцати от Божьей обители стоит неприметный вагончик. Это до недавнего времени после церкви было едва ли не самое примечательное сооружение в селе — бар.

— Матушка не раз жаловалась, что в воскресенье, когда люди идут слушать слово Божье, у бара раздаются матерные слова, — говорит старожил Петр Давыдович Аврук.

С Божьей помощью бар недавно закрыли, и Ивановка словно онемела... Люди хозяйствуют себе на подворьях, но не более. Из учреждений есть здесь только старый клуб с библиотекой, магазин сельпо, который едва не валится (сами не продают и в аренду не дают), нет даже начальной школы.

Хотя не воскресенье, а у церкви людно. По просьбе батюшки ученики из Литогощанской школы вместе с учителями красят ограду. Ивановская церковь поражает. Это большой, величественный и просторный храм, больше, чем Покровская церковь в Луцке. Стены толщиной 1 метр 80 сантиметров, «молодой» (по сравнению с возрастом церкви) столетний иконостас и несколько явно не вчерашних и даже не позавчерашних икон свидетельствуют о его давней биографии.

— Нашу церковь никогда не закрывали. Она действовала всегда! — говорит Петр Давыдович, который в Ивановке является самым главным историком. Вот и сейчас достает простую ученическую тетрадь, чтобы прочесть несколько цитат из архивных документов. — А сохранила храм наш вот эта табличка, — показывает.

Сбоку над входом читаем: храм — памятник истории и архитектуры, охраняется государством, а построен он в 1629 (!) году...

— Табличку нацепили в начале 50-х годов, в расцвет атеизма. Теперь демократы говорят, что Сталин церкви разрушал... Возможно, и нашу бы разрушили, но спасло ее вон то сооружение! — справа от церкви виднеется хорошо сохранившийся каменный дом. — Это был монастырь женский, построенный в 1362 году, 800 лет назад! Его хотели разобрать, уже и начали, но кто-то дал знать в Луцк. Приехала комиссия и строго-настрого приказала сооружение не трогать, а на церковь нацепили охранную табличку...

По данным Петра Давыдовича, собранным им в архивах и специальной литературе, Ивановка когда-то была городом Яновом. Самым большим в округе!

— Александр Баранович, всеукраинская академия наук. «Населялось Волынское воеводство в первой половине XVII века»: «Янов: число домов 131, Велицк — 97, Силец — 43, Угли — 32, Арсеновичи — 34, Кухари — 21, Литогоща — 16, Подлесье — 15». «Наша церква історична, древня, гарна і велична. Для семи сіл будували, у нас місце їй обрали, поблизу стін монастиря, середньовіччя йшла пора. Католики полонили, бернардинців посадили, православні не здалися, віри й церкви не зреклися!» — зачитывает одно из многочисленных собственных стихотворений. — А вон там, внизу у реки, была криница Дивоча, а от нее в метрах 50 — и Парубоча. Из Дивочей вода бежала в Парубочу, а из нее — уже в Стоход. Когда Волынь попала под власть Польши, и в монастыре поселились бернардинцы, они начали ходить за водой к Дивочему источнику. Но оно вскоре заилилось. Направились с ведрами к источнику Парубочего, оно также воды не дало...

Когда Волынь в конце XVIII века вернулась под власть России, крестьяне из Ивановки ездили к царю, чтобы католики вернули им святыню. Понятно, что за столько веков история Божьего храма обрела и свои легенды. Одна из них — о якобы нетленных мощах в подземелье...

— Под церковью еще одна такая же есть, — говорит по этому поводу отец Петр Сковорода. — Подземелье такого же размера!

— При отце Игоре входы сюда замуровали, — вносит ясность Петр Аврук. — Рассказывали, что нашли здесь около полтора десятка гробов древних, и даже один детский был. Кости очень большие человеческие были... А куда делись нетленные руки и кому они принадлежали, это даже мне не известно!

БАТЮШКА С РУКАМИ КРЕСТЬЯНИНА

Ивановка — это первый и, по-видимому, последний приход отца Петра Сковороды. Родом он из села Певжа, что недалеко от исторической Олики. Если бы не борода и свойственное только Божьим слугам выражение глаз, вряд ли узнал бы его в толпе крестьян. Одет был, как и другие мужики. У отца тихий голос, он немногословен. Говорят, зато матушка боевая...

— При моей памяти в Ивановке служили четыре батюшки, — вспоминает сельский архивист Петр Аврук. — Василий, Игорь, Иван и Петр. Игорь служил у нас до самой смерти, хороший был священник, как и нынешний, наш отец Петр. Он наш действительно духовный пастырь, наш моральный наставник и в храме Божьем, и в быту, — при этих словах прихожанина отец Петр поспешно встает со скамейки, чтобы поехать за краской, которой не хватает для покраски ограды. — А перед Игорем был Иван... Службу вел хорошо, но после нее любил выпить. На поминках спрашивают: «Что вы, батюшка, будете пить, водку или вино?» — «И пиво также!» Мог после службы так напиться, что и упадет. Василий еще раньше был... Службу правил как положено, водки пил мало, но в быту вел себя аморально. Соблазнил молоденькую хористку, матушку бросил, его лишили прихода, но впоследствии дали где-то в Ровенской области, потому что тогда на батюшек был дефицит...

Последние 25 лет в Ивановке правит отец Петр. По словам того же Петра Давыдовича, священником он стал «через Божий промысел». Жил себе в селе, работал в колхозе шофером, а потом так случилось, что тяжело заболел. Во время болезни приснилась ему Богоматерь. Когда впоследствии парень попал в церковь в соседнем селе, то увидел такой же образ Богоматери, который ему приснился... Решил, что это не случайный знак, и пошел в Ленинградскую духовную семинарию. Поскольку же отец принадлежал к сельской элите (работал колхозным бригадиром), то переживал он за сына!..

— До него и храм не был огорожен, и внутри не был расписан, — говорит Аврук. — Все делает для славы Божьего храма! Некому покрасить — сам будет... Обратите внимание, что и церковь наша — Петропавловская, и священник Петр, и сыновей назвал он Петром и Павлом, и оба стали батюшками...

Четверть века семья батюшки живет в низкой старой крестьянской хате.

— Был у нас священником Иван. Не держал ни коровы, ни свиньи. Приходит матушка к дьячихе, а та как раз грибов из леса принесла. Просит: дайте и мне! А дьячиха и говорит: матушка, сейчас опять пойду в лес, и вы со мной идите! А эти — батюшка Петр и матушка Мария — не ходят и не просят, сами все делают.

— Возможно, село у вас скупое? — «подкалываю» Петра Давыдовича, потому что, как известно, батюшка живет с трудов духовных своих, а паства должна бы его и кормить...

— Ну, когда матушке тяжело, поскольку уже немолодая, то женщины на огороде помогут! Но наш батюшка такой хозяин, что к соседу ни за чем не идет. Коней завел раньше всех в селе, корову держит, птицу... Вся его жизнь в молитве и труде!

О том, что когда-то один из церковных «начальников» якобы ругал отца Петра за «крестьянские» руки, в Ивановке наслушалась много. Во всяком случае, по словам Петра Давыдовича, присутствующие на той оказии батюшки именно так поняли... Но Виктория Киричук, участница церковного хора, иначе подает эту ситуацию:

— Владыка сказал: «Посмотрите, какие у меня руки! Как пышки белые... Потому что я ничего не делаю. А гляньте на отца Петра. У него руки трудящегося!»

— Водки не пьет и с пьянством борется, — все хвалит святого отца Аврук. — У нас поминки уже лет с 15 без спиртного. Батюшка у нас, сами видите, добрый и скромный. Но настоял, чтобы бутылки на поминальный обед не ставили... Людям же хочется, чтобы пришли помянуть покойника священник и певчие. А когда есть водка, он не идет. Так и отвыкли от «пьяных» поминок... Теперь у нашего батюшки помощник в этом добром деле появился — новоизбранный литогощанский сельский председатель.

ЮЩЕНКО ЗДЕСЬ НЕ ЖДУТ...

Создавалось впечатление, что все, что есть лучшего на территории Литогощанского сельского совета, идет из Ивановки. Здесь и церковь, здесь и уважаемый батюшка, здесь недалеко от Стохода живет и одна из местных знаменитостей, историк и поэт Петр Аврук. Новоизбранный председатель также живет в Ивановке и тоже имеет самое популярное в округе имя — Петр Анастасиевич Радчук.

Мы его застали в помещении сельского совета, где... красил вывеску и думал, как ее нацепить на дверях. Ситуация в государстве его тревожит. Если Ющенко в Литогоще или Ивановке не ждут, потому что «вывеску Президент нам цеплять не будет», но то, что даже в Год села власть на село не обращает внимания — истина.

У самого председателя не дом, а усадьба, но все построено собственными руками. Он один на всю округу держит 6 (!) коров. Три он доит, три — жена, директор школы в соседнем селе Береговое. Когда недавно она была в санатории, председатель сам доил свою передовую рогатую команду.

— Рано встаем и поздно ложимся. Вынуждены выживать! Коров завел, потому что надеялся заработать на молоке. А оно стало по 58 копеек за литр... Государство от села отвернулось!

— А почему вы начали свою деятельность с искоренения пьянства? Это такое неблагодарное дело. То, что село спивается, — факт, но ведь никому, кроме вас, нет дела?

— И допекло меня, и стыдно, и жаль семей, в которых пьют... Я корову на пастбище выгоняю, а они уже стоят на Майдане, качаются...

Радчук, рассказывают, начал наводить в Ивановке порядки еще до избрания сельским председателем. Знал «точки», где круглосуточно отпускают разведенный спирт. Поговорил сурово с хозяевами и клиентами. Говорят, кое-кого брал и за барки... Не церемонился! Но с тех пор или дома тихо пьют, или не пьют совсем, но по селу среди белого дня пьяные не слоняются.

— Вот сегодня был у нас день профилактики, проехали с участковым по хатам, где люди уже допились до «белки»... Я на этом не остановлюсь! На должность шел не ради денег, а ради совести. Охота что-то для села сделать!

Кроме того, что разогнал по углам пьяниц, председатель навел порядок на сельском кладбище в Ивановке. Сосны росли по 150 лет, падали, разрушали памятники...

Срезали их вручную, по кускам, собирал на толоку по два-три десятка мужиков! И хотя энтузиазм общины скоро угас, потому что когда захотел председатель установить вокруг кладбища новый забор, едва 5 — 6 человек собрал... Но покоя не даст никому, потому что «где живешь — там что-то для общины нужно делать». Рожищенский район на Волыни. Фото автора

Наталья МАЛИМОН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ