Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Следует громко сказать правду: «Мы живем здесь, как в резервации...»

Образование, язык и... деньги
26 декабря, 1996 - 19:03
БОГДАН МОРОЗ

Президент Украины Виктор Ющенко издал Указ «О некоторых мерах относительно развития гуманитарной сферы в Автономной Республике Крым и Севастополе», который в Крыму называют «незаконным», а вице-спикер крымского парламента Сергей Церков, выступая по местному телевидению, призывал не выполнять его как документ, угрожающий «принудительной украинизацией». В Севастополе же организован сбор подписей против этого Указа. Украинская община как Крыма, так и Севастополя побаивается, что под этот Указ деньги из Бюджета 2008 года выделят, но они будут потрачены зря, и цель не будет достигнута, как это произошло с 9 миллионами гривен субвенции, предусмотренной в государственном бюджете местному бюджету г. Севастополя на развитие и поддержку украинской культуры, обеспечение функционирования украинского языка во всех сферах общественной жизни города в 2006 году. Средства были выделены? Был утвержден порядок их использования. И что из этого вышло? Об этом наш корреспондент разговаривает с главой «Конгресса украинцев Севастополя», объединяющего более 10 общественных национально-культурных организаций города, Богданом МОРОЗОМ.

МИЛЛИОНЫ НА... ФЕЙЕРВЕРКИ

— Пан Богдан, расскажите, как исполнено в Севастополе постановление Кабмина об обеспечении функционирования украинского языка в городе, на что в 2006 году было выделено из бюджета 9 миллионов гривен. Кажется, все языковые проблемы в городе теперь должны бы решиться?

— Действительно, в Государственном бюджете на 2006 год отдельной строкой для Севастополя была предусмотрена субвенция на «обеспечение функционирования украинского языка во всех сферах общественной жизни города». Отдельным постановлением Кабинета Министров Украины главным распорядителем этих средств было назначено Министерство культуры и туризма Украины, имеющее в Севастополе свое региональное подразделение — управление культуры и туризма. Поскольку министерство делегировало этому управлению свои полномочия по использованию этих средств, Минфин несколькими траншами перечислил управлению эти деньги.

В апреле 2006 года нас — представителей около 10 украинских общественных организаций города — пригласили в городскую администрацию, якобы посоветоваться, как именно использовать эти деньги. Но когда мы стали предлагать различные важные мероприятия, программы, в частности — озвучили идею о создании в городе классической Украинской библиотеки имени Ивана Франко, ведь в городе нет публичной украинской библиотеки, то мы сразу почувствовали сопротивление, невосприятие наших мыслей. Для чего же это совещание? Это был просто маскарад. Заместитель главы администрации Дмитрий Базив нам сказал, что фактически деньги уже распределены еще в Министерстве, мероприятия определены, и уже мало что можно изменить. Я спросил: а почему деньги государственного бюджета распределены без проведения каких либотендеров, нам сказали: а разве вы считаете, что для того, чтобы организовать у нас выступление театра имени Заньковецкой нам следует проводить тендер?

Я разработал проект программы создания такой библиотеки, который направил как в городскую администрацию, так и в Министерство культуры и туризма Украины. Планировалось пока что арендовать одно крыло городской библиотеки имени Толстого и закупить украинские книги и компьютеры, установить оплату труда трех библиотекарей. Много работы планировалось выполнять просто на волонтерских началах, однако проект не был оценен. Нам ответили, что средства субвенции нельзя расходовать на создание основных фондов, хотя мы и не предлагали ничего строить. В конечном итоге ни одно из наших предложений не было принято, а деньги власти стали использовать по своему усмотрению...

— Я помню, наша газета в свое время давала комментарий по поводу того, что эта субвенция не используется, как предлагают некоторые общественные организации Севастополя, на создание школы-коллегиума. Можно ли было это делать, и как на самом деле обстоят дела с этим проектом?

— Идея создания школы-коллегиума возникла значительно раньше, еще в 2000 году, задолго до этой субвенции. Тогда управлением капитального строительства городской администрации была составлена архитектурно-планировочная задача, уже разработан проект, который был оплачен из городского бюджета, выделен земельный участок, на нем даже установлен памятный знак с надписью, что здесь будет школа-коллегиум, но на строительство ее нет денег, а нужно для этого 40 миллионов гривен. А пять лет назад можно было построить за деньги в три раза меньшие...

— Как же вообще была использована эта субвенция?

— И вот прошел 2006 год, и мы обратились в городскую администрацию с требованием сообщить нам, как именно использованы эти 9 миллионов. Не с первого раза, а после настойчивых домогательств нам дали ответ. Из этого отчета следовало, что деньги преимущественно использовались на проведение различных всеукраинских акций — праздничный концерт на площади Нахимова «Тобі — незалежна Батьківщина!», а также салют и фейерверк в городе — 913 тысяч 299 гривен (почти миллион!?), концерт ко Дню ВМС Украины — 387 тысяч, Всеукраинская акция «Українські джерела» (гастроли Львовского театра имени С. Крушельницкой, концерты ансамбля имени Вирского, Национального оркестра народных инструментов, академического хора имени Мотузки (так написано в акте, хотя правильно имени Григория Веревки), Национальной капеллы бандуристов и т.д.) — практически 1,2 миллионы, Всеукраинская акция «Українське мистецтво — дітям Севастополя» (а это был снова фестиваль Национальной классической музыки, гала- концерт опять с фейерверком, концерт молодых звезд украинского балета — все на площади Нахимова) — 1,093 миллиона, Всеукраинская акция «Молодь України — майбутнє держави» (концерт молодых эстрадных исполнителей на площади Нахимова, установка новогодней елки, гастроли балета Национальной оперы) — снова почти 1,2 миллиона гривен, снова Всеукраинская акция «Майстри мистецтв — місту Севастополю» (празднование Дня святого Николая, торжественное открытие городской елки и опять фейерверк) — 1,13 миллиона, акция «Український Севастополь» (передана учебная литература школам эстетического воспитания) — 500 тысяч гривен, акция «Духовні скарби України» (на украинском языке изданы буклеты о русском театре им. Луначарского и других коллективах) — 500 тысяч, вечер- концерт украинского романса, который почему-то назывался «Золоте перо України» — 120 тысяч, и другие мелкие мероприятия — фестиваль украинского кино «Оксамитовий сезон» — 70 тысяч, Свод памятников Севастополя — 131 тысяча, театрализованный праздник «Ивана Купала» и другие.

Как видите, только некоторые мероприятия, как например, подписка на украиноязычные издания на 250 тысяч гривен, семинар по украинскому языку — приблизительно 30 тысяч и тому подобное имеют отношение к улучшению функционирования украинского языка в Севастополе, остальные — концерты и фейерверки! По данным проверки КРУ Севастополя таких мероприятий проведено на 80,8% объема субвенции, и все эти средства пошли в Киев. Я не отрицаю, возможно, концерт балетной труппы, театральные гастроли, всеукраинские акции на площади Нахимова и имеют определенное значение для популяризации украинской культуры, но при чем здесь улучшение функционирования украинского языка в фактически русскоязычном городе? Какое отношение к функционированию украинского языка в городе имеют буклеты по истории музыки, массово изданные на эти средства, или же буклеты по популяризации русских культурных учреждений города?

— Следовательно, вывод...

— Деньги потрачены, а постановление правительства так и осталась невыполненным. Цель, поставленная им, не достигнута. Поэтому мы обратились с просьбой провести ревизию по использованию этих средств. И такая ревизия была назначена, потом приостановлена, потом возобновлена, потому что нужно было делать много встречных проверок. Прошло еще два месяца. В ноябре 2007 года наш Конгресс украинцев Севастополя получил ответ. И там говорится, что в конце года управлением культуры и туризма уже заключен договор с организацией в Киеве, по которому перечислено 500 тысяч. КРУ Киева провело встречную проверку и установило, что в городе Киеве по указанному адресу такое предприятие не значится. Таких примеров несколько. И все. Расследование никто не проводит. Виновных нет? Поэтому мы обратились к Президенту Украины и в правоохранительные органы с просьбой: дайте ответ, есть ли здесь признаки преступления, и кто должен за это отвечать? Генеральная прокуратура переслала наше обращение в прокуратуру Севастополя, и что дальше будет — мы пока что не знаем...

«НАМ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ ГОВОРЯТ: ВАМ НУЖНО — НАНИМАЙТЕ СЕБЕ УЧИТЕЛЕЙ ЗА СВОЙ СЧЕТ»

— Как вообще воспринят новый Указ Президента в Севастополе?

— Указ на 80% подготовлен городской администрацией Севастополя с учетом своих потребностей. На период подготовки этого указа нас даже не поставили в известность, мы не знали, что готовится такой указ, и никто с нами не советовался. Понятно, что при утверждении бюджета на 2008 год под этот указ снова будут выделены значительные средства. Мы теперь ставим задачу украинской общине взять их под контроль. Мы собираем предложения от каждой украинской организации Севастополя на выполнение этого указа. Мы обсудим эти предложения, утвердим их на собрании всех украинских организаций и направим в Администрацию Президента, в Верховную Раду, в Кабинет Министров, в горсовет и городскую администрацию.

— Какие мероприятия предлагаются?

— В первую очередь, нужно оказать реальную помощь двум украинским гимназиям №5 и №8, которые находятся в затруднительном положении. Им следует улучшить обеспечение кадрами, учебниками, компьютерами и т.д.. Нуждается в помощи и украинский гуманитарный университет, потому что городской совет выделил на него 1 миллион гривен, и весь он потрачен на развитие кафедры русского языка и литературы, а кафедра украинского языка и литературы вынуждена даже проводить конкурс имени Петра Яцика за собственные средства, собирая на призы личные деньги. Следовательно, следует создать определенный фонд для кафедры украинского языка и литературы этого университета. Также в Севастополе нет ни одного магазина, где можно приобрести украинскую книгу. Мы ездим в Киев на Петровку. Городу нужен также магазин «Украинская книга». Но на первом месте — проект украинской школы-коллегиума. Есть смысл также вернуться к проекту создания украинской массовой библиотеки. Есть предложения по созданию клубов талантливой украинской молодежи. Дело в том, что в городе есть много украинской молодежи, которая углублено интересуется точными науками, однако в городе они не имеют возможности учить физику, химию, математику, компьютерное дело на украинском языке, потому что наши гимназии имеют гуманитарное направление, а поэтому вынуждены ходить в русскую школу.

— У вас есть план, как можно реализовать этот проект?

— Конечно. Эта украинская школа-коллегиум должна быть построена на государственные средства. Украинская община Севастополя имеет потенциальные возможности, чтобы наполнить ее кадрами, идеями, методикой и т.д., но построена она должна быть за счет государства, потому что у нас таких денег нет. Но здесь проблема еще и в другом. Земля под гимназию выделена в Камышовой бухте, это далеко от центра, и не все семьи, которые желают, чтобы их дети учились в такой школе-коллегиуме, смогут возить туда своих детей... В то же время школа-гимназия имени Леси Украинки №5 — только для микрорайона «Радиогирка» и северной стороны Севастополя, потому что туда из основной части города нужно добираться на катере, и кто же отпустит маленьких детей в такое путешествие? В школу №8, что на улице Хрусталева, возят, но этих двух школ недостаточно. Ведь в городе с 320 тысячами населения согласно последней переписи живут 80 тысяч украинцев, то есть четвертая часть. В городе 70 школ, следовательно, наша программа-максимум заключается в том, чтобы, по крайней мере, четвертая часть школ была украиноязычной. А программа-минимум, которую не так уж и трудно реализовать, если бы для этого была политическая воля руководства города или хотя бы указание из Киева — иметь хотя бы по одной украиноязычной школе в каждом из четырех районов Севастополя...

— Я помню, что согласно Закону об образовании, средняя школа должна быть расположена непосредственно в микрорайоне проживания детей. Следовательно, получается, что не только в Севастополе, но и во всем Крыму дети русскоязычных родителей имеют возможность отдать детей учиться непосредственно в своем микрорайоне, то есть требования закона для них выполнены, а дети украинцев вынуждены ездить в школы либо через весь город, либо даже в соседний город, жить в общежитиях и т.п.. И никто не собирается выполнять требования этого закона относительно украинцев?..

— Конечно, это тоже факт дискриминации украинцев в собственном государстве по национальному признаку. Нам в управлении образования говорят: вам нужно — нанимайте себе учителей за свой счет. А почему я — украинец — в своем государстве должен нанимать учителей за свой счет, а мои соседи русские не должны этого делать и учат детей за государственные средства? Разве это не дискриминация по национальному признаку? А городские власти как в этом году выделили 1 миллион гривен на укрепление позиций русского языка, так они и в будущем году найдут такую возможность...

ПОЧЕМУ САРАТОВ БЛИЖЕ, ЧЕМ КИЕВ ИЛИ ДАЖЕ СИМФЕРОПОЛЬ?

— Таким образом, получается странная вещь. Украинские дети, учась в русскоязычной школе, потом испытывают сложности с поступлением в вузы Украины и вынуждены либо же оставаться навсегда в Крыму, либо уезжать в Россию. А дети русских имеют определенные преференции, хотя у них и нет желания ехать в Украину, зато охотно едут в Россию. Получается, что мы готовим кадры для России? А сюда следует добавить филиалы российских вузов в самом Севастополе...

— Да, Черноморский филиал МГУ, филиалы Саратовского государственного университета, Белгородского университета технологий строительных материалов — всего более 10 филиалов. А с украинской стороны ни Киевский национальный университет имени Т. Г. Шевченко, ни Львовский, ни даже Таврический в Севастополе не создали своих филиалов. Такова государственная политика. Значит, Саратов ближе, чем Киев, чем Львов, даже чем Симферополь. Поэтому в Севастополе русские дети учатся в российских вузах. И потом работают в российских заведениях или учреждениях, а украинские дети чувствуют дискриминацию. Например, наши дети учатся в филиале Белгородского университета технологий строительства, а потом приходят прорабами на стройку. Однако они знают российские СНИПы (т.е. «Строительные нормы и правила»), но никогда не учили аналогичный украинский документ — Государственные строительные нормы (так называемые ДБН), но ведь у нас без этого нельзя. А он не знает украинских слов, терминов, нашего законодательного поля, но имеет диплом с двуглавым орлом. То есть эти выпускники у нас — профессионально неподготовленные, их готовили для работы в России. Почему наше государство это допускает?

— Как обстоят дела в Севастополе с дошкольными заведениями?

— Их не хватает. Все садики в свое время были распроданы, перепрофилированы то под суды, то под коммерческие заведения, то еще под что-то. Директорами оставшихся садиков работают, как правило, жены офицеров Черноморского флота. Среди них украинский — всего один...

— Какую же позицию в этих вопросах занимает городское управление образования и науки?

— Они нам говорят: все школы в Севастополе — украинские, за исключением одной, которую построил Лужков. Просто есть украинские школы с русским языком обучения, и их большинство, а есть школы с украинским языком обучения — и их пока мало. Формально — верно, но по сути — невежество! И в таком состоянии ситуация остается уже много десятилетий, ведь Крым и Севастополь в составе Украины с 1954 года, напомню вам. Россия почему- то позаботилась и заботится о своих людях, но в большинстве случаев делает это за украинские государственные средства, за наши деньги. А Украина о нас забыла...

— Печально. Я слышал однажды такое странное объяснение пассивности украинцев. Они часто говорят: а зачем нам волноваться, метать бисер — наша извечная мечта уже сбылась. Мы живем в своем государстве, имеем свою территорию, свое правительство, мы дома. А они пусть думают...

— Это неправильное мнение. В Севастополе украинского государства нет, и украинские дети или украинцы, как граждане, там живут в резервации, они на каждом шагу дискриминируются, у них нет возможности удовлетворить свои элементарные национальные потребности, в отличие от русских, которые имеют под боком свою огромную родину, и о правах которых наши украинские государственные органы заботятся почему-то больше, чем о своих...

СПРАВКА «Дня»

Богдан МОРОЗ, родился в 1960 году в селе Космач на Ивано-Франковщине. После восьмого класса поступил в Севастопольский строительный техникум, который окончил в 1979 году. Служил в Советской aрмии. Работал мастером в тресте «Севастопольстрой». Получил высшее образование на философском факультете в Киевском государственном университете им. Т.Г. Шевченко. Закончил Украинскую академию государственного управления при Президенте Украины. Строитель, философ, магистр государственного управления. Работает в Севастопольской торгово-промышленной палате начальником тендерного отдела. Возглавляет «Конгресс украинцев Севастополя».

Никита КАСЬЯНЕНКО, Севастополь — Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ