В последнее время на Востоке Украины стало «модным» во всех бедах обвинять американцев. И тем не менее, эти самые американцы почему-то настойчиво пытаются нам помочь. Корреспондент «Дня» также участвовал в одном из американских проектов, посетив вместе со своими коллегами Закарпатскую область, а именно — поселок Бакта. Взору представителей СМИ предстала одна из «достопримечательностей» вышеупомянутого населённого пункта — печально известные мешки с этикетками «Premix».
Историю о складировании на территории Украины заграничных токсичных отходов непонятного происхождения в своё время долго обсуждали отечественные СМИ. В результате — большую их часть все-таки вывезли и затарили в вагоны, но что с ними дальше делать — так и не решили. Вследствие этого у жителей Закарпатья неприятности начались еще в 2001 году и до сих пор не закончились. А посему взору молодых экологов и журналистов, которых привезли в небольшой поселок Бакта, предстали все те же белые мешки с известной надписью и буроватой дурнопахнущей, вызывающей стойкую головную боль смесью, на которой благополучно начала произрастать зелень. Большинство мешков, по словами местных жителей, увезли, но оставшиеся... забыли. У присутствующих это зрелище вызвало тягостное впечатление и размышления на тему бессилия нашего государства и нежелания чиновников заботиться о здоровье нации. Закарпатская область не одинока в своей беде.
В Харьковской области не только экологи, но даже уже и СБУ обратили внимание на проблему хранения и утилизации ядовитых химикатов, которых в регионе набралось уже более тысячи тонн. Угроза национальной безопасности в сфере экологии — так оценили ситуацию с хранением пестицидов сотрудники Харьковского областного подразделения Службы Безопасности Украины. После проверок с участием специалистов-экологов, были собраны материалы, свидетельствующие о явных преступлениях. Они были переданы в природоохранную прокуратуру, которая и возбудила в соответствии с требованием законодательства уголовное дело. Однако это проблемы, по сути, не решает.
СКЛАД ПРОСТО РАЗВАЛИЛСЯ...
Утилизация ядохимикатов, объясняют специалисты, слишком дорогое удовольствие. Чтобы переработать тонну химикатов, необходимо около 12 тысяч гривен. В прошлом году удалось вывезти на утилизацию пестицидов на сумму в полмиллиона гривен. Всего же в Харьковской области хранится больше тысячи тонн, на переработку которых необходимо почти 14 миллионов гривен. По данным начальника Харьковского областного управления экологии природных ресурсов Игоря Капусника, ситуация в регионе постепенно улучшается, так как уменьшается количество объектов, где хранятся токсичные химические отходы. Так за последние годы благодаря средствам, которые выделила Дания, стало возможным внедрить в жизнь международный проект по обеспечению безопасного хранения более чем 100 тонн опасных веществ в одном из районов области. Но это один из немногих примеров, на самом деле являющийся каплей в море в решении проблемы. Сейчас большая часть ядохимикатов, которые раньше принадлежали колхозам и совхозам, лежат под открытым небом — они никому не нужны, никто не хочет брать на себя ответственность и думать, что с ними делать дальше. Пестицидами сейчас стали реже пользоваться, большинство из них запрещены для использования и пришли в негодность, а мешки с ядом рассыпались и перемешались между собой, образовав непонятное по составу вещество. Так как склад, где хранилось все это «добро», просто развалился, то химикаты оказались под открытым небом и начали вымываться в водные источники, попадая в грунт. Ситуацию в регионе сотрудники СБУ называют слишком серьезной — ущерб, который разрушенные склады уже нанесли государству, по их оценкам, составил более 600 тысяч гривен.
От окраины села Гениевка на Харьковщине до разрушенного хранилища ядохимикатов считанные метры: местные жители болеют и называют свое село «Маленьким Чернобылем». Таких «Чернобылей» много не только в области, но и по всей Украине. Год назад заместитель начальника Главного управления МЧС Украины в Харьковской области полковник внутренней службы Александр Супрун сообщил о смертельной опасности, нависшей над жителями нескольких подворий Первомайского района. В воде их колодцев был обнаружен ДДТ.
Медики утверждают, что действие опасного для здоровья ДДТ определяется десятилетиями. Очень важно понимать, как могут повлиять на здоровье людей ядохимикаты в природе. ДДТ является канцерогеном, имеет свойство накапливаться в тканях, проникает в грудное молоко и даже сквозь так называемый плацентарный барьер, оказывая негативное влияние на развитие и здоровье плода уже в утробе матери. Случаи выявления в материнском молоке ДДТ, который перестали применять еще 30 лет назад, фиксировались и в Харьковской области, о чем неоднократно говорил главный санитарный врач области Иван Кратенко. Самое обидное, что многие сельские жители, не осознавая в полной мере опасности ядохимикатов, которые сейчас оказались ничейными в заброшенных сараях, охотно применяют их как удобрение. Охраняют такие склады в единичных случаях, поэтому никто не застрахован от вероятности употребления красивого домашнего помидорчика, насквозь пропитанного ДДТ, и купленного у фермера, который решил «удобрить» почву.
МЕСТО ДЛЯ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ
Проблема безопасного и экологически-обоснованного уничтожения ядохимикатов актуальна не только для Украины, но и для всего мира. В свое время создатель знаменитого ДДТ Поль Мюллер получил за его синтез Нобелевскую премию. Приветствуя это открытие, ученые не учли, что уничтожить эти химикаты практически невозможно. В Шостке на Сумщине находится единственное в Украине предприятие, которое занимается переработкой пестицидов. «Удовольствие» это дорогое, поэтому предпринимателям, унаследовавшим от колхозов забытые склады, проще заплатить штраф, чем заниматься утилизацией ядохимикатов. Тем более, что это в сотни раз дешевле. Но даже, если бы деньги и были, переработка, а попросту сжигание при высоких температурах, не достаточно эффективный способ, так как при сгорании ядохимикатов все равно образуются ядовитые выбросы в атмосферу и остаются токсичные отходы, которые также надо как-то утилизировать.
Инженеры и экологи разрабатывают новые установки по переработке токсичных отходов, но они пока также далеки от совершенства. Кроме того новые и перспективные разработки требуют значительных капиталовложений. Это десятки миллионов гривен, которые можно было бы выделить из государственного бюджета. Однако на уровне министерства вариант вложения денег в научные исследования не рассматривается. Есть предложение не перерабатывать отходы, а упаковывать их в новую, герметичную тару, которую можно хранить лет так 50, например, в Чернобыльской зоне. Это решение экологи называют полумерой, так как, кроме того, что потратятся деньги на утилизацию, на перезатаривание, позже все равно нужно будет выделить средства на обезвреживание уже законсервированных пестицидов. Разрубивший этот «гордиев узел» по праву будет считаться более достойным Нобелевской премии, чем Поль Мюллер.