Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Вылечить от наркомании... в тюрьме

В Украине в прошлом году погибло от алкоголизма 11 тысяч лиц, от наркомании — 14 тысяч
21 февраля, 2007 - 19:31
«В КОЛОНИИ» / ФОТО ВЛАДИСЛАВА МУСИЕНКО, Киев

«Актуальные вопросы лечения и социально-психологического восстановления лиц, зависимых от алкоголя и наркотиков, удерживаемых в учреждениях Государственной уголовно-исполнительной службы Украины» — такой была тема заседания открытого круглого стола, состоявшегося во Львове и собравшего довольно-таки представительную аудиторию. В заседании участвовали народные депутаты, руководство Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний и представители этого департамента в различных областях Украины, активисты нескольких общественных организаций и медики.

Если учесть, что 87% лиц, отбывающих сегодня наказание, — люди, имеющие неадекватное поведение, связанное, в частности, с алкогольной или наркотической зависимостью; а из 20 тысяч граждан Украины, находящихся сегодня в колониях и тюрьмах, 4 тысячи уже лечились принудительно от наркомании или алкоголизма, то тема круглого стола в аспекте важности может быть определена как архиважная для Украины.

Как уверяли участники заседания, сегодня уже нет колоний, где бы питание, соотношение параметров веса заключенных и их роста были настораживающими. То есть людей там не так уж и плохо кормят, сейчас необходимо перейти к следующему — соответствию европейским нормам социально-психологического сопровождения, в том числе для лиц, имеющих наркотическую и алкогольную зависимость. Нельзя утверждать, что украинские работники пенитенциарных служб не осведомлены насчет европейского и мирового опытов. Программа «Атлантис», являющаяся обобщением американского опыта и активно внедряющаяся в учреждениях Польши, стран Балтии, России, частично применяется и в Украине. Специалист по работе с зависимыми Фонда Стефана Батория (Республика Польша) Дарек Сковронски, активно изучающий и внедряющий методы терапии зависимых в пределах программы «Атлантис», выступил и на этом заседании круглого стола. Однако для того, чтобы применить все эти наработки, нужны изменения в обществе в целом. Сложно работать с психологическими проблемами осужденных специалистам, норма нагрузки которых — один психолог на 1000 лиц (в Дании или Швеции — один психолог на шесть заключенных). Не менее сложно вести разговоры о необходимости духовного и профессионального роста, если большинство лиц, отбывающих наказание, либо не имело до этого никакой профессии, либо утратило навыки из-за нетрудоустроенности, у большинства же вообще отсутствуют планы на будущее. То есть необходимо серьезное противодействие социальной заброшенности значительной части общества. Если учесть, что каждый десятый в Украине или «сидел», или находился под следствием, то можно себе представить параметры этой проблемы... И поэтому нужно не закрывать глаза, а активнее выносить на всеуслышание широкой общественности проблемы, связанные с общественными недугами именно в этой сфере.

Участники конференции говорили о том, что осужденные не имеют возможности получать в тюрьмах профессиональное образование, хотя бы какую-то специальность. Более того — в тюрьмах или совсем не налажено серьезное производство, или едва «теплится». А ведь всем известно о положительном влиянии на больных методов трудотерапии. Здесь не обойтись без госзаказов и в целом — без серьезного попечительства государства.

Необходимо больше привлекать общественные организации к участию в разнообразных программах психологической поддержки осужденных. Сейчас основной структурой, серьезно и активно прилагающей усилия, является только церковь и несколько отдельно взятых общественных организаций, что не составляет единой системы в целом.

Нужно акцентировать внимание еще на одном аспекте проблемы — участники заседания с гордостью рассказывали, что украинские делегации активно ездят по Европе и не только, изучая опыт пенитенциарных заведений различных стран, и потом начинают применять этот опыт у себя дома. И здесь очень целесообразно будет привести, хоть и немного провокационное, но достаточно трезвое и знакомое с ситуацией, суждение одного из ведущих украинских психотерапевтов. Президент Украинского союза психотерапевтов и президент Европейской ассоциации психотерапевтов Александр Фильц, также участвовавший в круглом столе, определил проблему борьбы с наркозависимостью как одну из первоочередных для нации. Потому что масштабы наркомании в Украине являются ужасающими. Если от алкоголизма погибло в прошлом году 11 тысяч лиц, то от наркомании — 14 тыс. Располагая немалым опытом лечения зависимых в пенитенциарных заведениях различных стран, Александр Фильц подчеркнул:

«Для того, чтобы помогать в пенитенциарной системе психологическими методами осужденным-пациентам (а иначе их не назовешь), необходимо иметь два компонента. Первое — достаточно хорошую медицинскую квалификацию специалистов для определения точного диагноза. Ведь 80% зависимостей не являются чистыми, генетических существует всего лишь 15, все другие связаны с различного рода расстройствами. Иначе получится стрельба мимо цели...

Второй вывод заключается в том, что лица, имеющие возможность на самом деле помогать такой категории пациентов, должны иметь личный опыт, то есть уже «пережить» эту проблему. Но вопрос в пенитенциарном заведении обстоит еще серьезней. Мало располагать личным опытом зависимости, необходимо еще иметь собственный опыт пребывания в этом заведении — чтобы владеть понятийным аппаратом в отношении ценностей, диалоговым коммуникативным стилем и персвазивным стилем, т.е. способностью убеждать. В австрийской тюрьме, где я работал (это был международный мощный проект, в котором задействованы были только высококвалифицированные специалисты), пошли на интересный эксперимент — для реабилитации осужденных могли выпускать за пределы тюрьмы. Так вот, наилучшее воздействие на них, чтобы они не убегали, а вовремя возвращались, имели именно те работники, которые в свое время были осуждены, прошли лечение и начали терапевтически помогать другим. Таких людей оказалось лишь четверо, однако они могли сказать всего два-три слова, и их понимали, что называется, «с ходу». А мы, психологи, умеющие красиво и правильно говорить, высказывались «не по тем понятиям». И это намного серьезней вопрос, чем кажется на первый взгляд. Если бы мы позволили себе в Украине такое ноу-хау — попытались отыскать людей, освободившихся из тюрьмы и способных учиться, — то даже несколько таких специалистов могли бы изменить ситуацию очень кардинально.

Есть еще одна проблема, о которой нужно говорить. Культуральные условия пребывания осужденных у нас и в Польше — можете ли вы их сравнивать? Как «сидят» у нас и как «сидят» голландцы или австрийцы? У австрийцев есть компьютеры, цветы, виноград, теннисный корт, бассейн. Они там просто живут! Да, мы можем позаимствовать их программы реабилитации зависимых, однако наши социокультуральные рамки сведут наши усилия на нет. И необходимо давать себе в этом отчет. То есть нужно хорошо изучить наши культуральные условия пребывания в тюрьмах людей с зависимостями и с абсолютным пониманием ситуации адаптировать к нашим условиям эти программы. И последнее, что хочу сказать: борьба с наркотиками является не только борьбой психологической, это борьба биохимическая (рецепторный голод никогда не уменьшается, остается на всю жизнь). И заменить, уменьшить этот рецепторный голод, как это ни удивительно, можно только одним — изменением системы ценностей, четкой и ясной. А это выходит за сугубо медицинские рамки. Куда человек пойдет после тюрьмы? Сможет ли он быть полезным обществу, нужен ли он обществу? Что он будет ценить, что будет дорого его сердцу? Все это очень сложно, однако альтернативы этому не существует — влиять на эту систему ценностей необходимо в первую очередь, и уже сегодня».

Этот короткий лекционный анализ участники круглого стола, работающие именно в учреждениях наказания, признали как вывод: «в самое яблочко». Что же, такое признание дорогого стоит. Осталось только настроить в соответствие с подобными мнениями общество и обустроить устоявшееся правовое поле. Да и вполне возможно, что когда-нибудь мы дорастем и до такого гуманизма, когда сначала будем лечить наркоманов, а потом будем наказывать и отвечать за все совершенные преступления.

Ирина ЕГОРОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ