Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Я не верю, что накажут виновных. Но...»

Очередной пожар в киевской достопримечательности. Как остановить преступные схемы?
23 января, 2018 - 10:35

В выходные горел дом на улице Богдана Хмельницкого, 12-14. Горели два верхних этажа, никто не пострадал. Этот исторический дом, над которым издеваются, как могут, в феврале 2016-го похоронил под собой двух рабочих, которые разрушали его стены. Тогда городская власть обещала обследовать все исторические памятники столицы, но видимых результатов нет. Вот дом напротив, бывшая гостиница «Кане», где в 1918 году жил будущий гетман Павел Скоропадский, тоже горел в прошлом году в июне. А в декабре прошлого года почти синхронно загорелись два исторических дома на Подоле — на Межигорской, 33/19 и на Волошской, 5/14. Когда же власть удосужится взять памятники под свою защиту, не факт, что это приведет к чему-то хорошему. Яркий пример — особняк Мурашко на Малой Житомирской, 12-А и 14-А. Не известно, переживет ли он зиму, потому что там течет крыша, подтоплены подвалы, а город никак не приступит к срочным противоаварийным работам.

«Я НЕ ВЕРЮ, ЧТО  НАКАЖУТ ВИНОВНЫХ»

Среди причин пожара на Хмельницкого, 12-14 спасатели рассматривают преднамеренный поджог или неосторожное обращение с огнем бездомных. Из официальных органов одними из первых отреагировали в Министерстве культуры. Ведомство выразило «глубокую обеспокоенность» ситуацией. «Данное здание является памятником архитектуры местного значения № 635-КВ. Министерство культуры обращается к киевскому мэру как руководителю местного органа охраны культурного наследия с призывом провести обследование всех памятников на территории Киева и принять надлежащие меры для их сохранения. В частности, принять определенные действующим законодательством меры влияния к тем владельцам (пользователям), которые допускают неподобающее содержание памятников, которое несет угрозу их уничтожения», — говорится в заявлении. В министерстве надеются, что в ближайшее время владельцы или пользователи памятника на Хмельницкого, 12-14 получат предписание, а киевская власть обратится с иском в суд о выкупе памятника.

Экс-депутат Киеврады и общественный деятель Елена Терещенко (Ескина) называет это заявление пиаром и добавляет, что из-за Минкультуры из охранительного реестра исключили много памятников. Сама Елена 23 января вместе с другими активистами собирается пикетировать прокуратуру Шевченковского района Киева с требованием расследовать уголовное дело относительно дома, возбужденное несколько лет назад по статье 298 Уголовного кодекса «Уничтожение, разрушение или порча памятников истории или культуры».

Депутат Киеврады Ольга Балицкая на своей официальной странице в «Фейсбуке» пишет: «Горит исторический дом... Уничтожается наша история... Наша память... Уничтожается варварами без рода племени. Теми, кому начхать на все, кроме копейки в кармане. Теми, кто не имеет культуры, чести и достоинства! Я не верю, что накажут виновных, хотя не надо быть Шерлоком Холмсом — моя восьмилетняя дочь назовет бенефициаров поджога... Но я уверена и сделаю вместе с вами так, чтобы они не получили вследствие поджога желанного результата: ни одной многоэтажки! Ни одной «небольшой надстройки» и «незначительного увеличения параметров». Городская власть должна сказать четкое «нет» манипуляциям! Здание должно быть в кратчайшие сроки восстановлено в его историческом виде! Целиком и полностью, и за счет владельца! Ведь даже корявое украинское памятникоохранное законодательство возлагает обязанность сохранения памятника именно на владельца»

Ольга Балицкая пообещала инициировать обращение о лишении права собственности тех, кто неподобающе содержит памятники. Также депутат Киеврады отметила, что назрели изменения к памятникоохранному законодательству, о чем пообещала рассказать скоро.

«В 2015 ГОДУ ХОДИЛА ТУДА, КАК НА РАБОТУ»

«Дом на Хмельницкого, 12-14 был отчужден по типичной схеме, — напоминает «историю болезни» Елена Терещенко (Ескина). — В 2013 году там создали фиктивное ОСББ. Фиктивное, потому что дом отселили в 2004 году, а ОСББ, созданное его жильцами до отселения, не ликвидировали. Руководителем нового ОСББ стала Ирина Бойко. В 2015 году каким-то образом она бесплатно получает на баланс своего ОСББ этот дом с коммунальной собственностью. Правоохранительные органы до сих пор этого не расследовали, хотя я подавала соответствующие заявления. После она начала уничтожение дома и одновременно подала ходатайство о передаче ей земли под ним. Без земли она не имела права делать никакой перестройки по проекту, который имеется в наличии, — а речь идет о многоэтажке с подземным паркингом. Кстати, соседний дом на Хмельницкого, 10 горел несколько раз, в последний раз — в 2015 году. Думаю, для реализации того же замысла».

Даже реставрация дома на Хмельницкого, 12-14 должна происходить по согласованной с властью документации. «А Ирина Бойко наняла рабочих, которые трощили там стены, — продолжает Елена Терещенко (Ескина). — В 2015 году ходила туда с коллегами, как на работу. Мы отлавливали рабочих, которые разрушали стены, вызывали полицию, сдавали их стражам порядка, вызывали управление охраны культурного наследия, которое составляло акты. Все-таки в 2015 году правоохранительные органы открыли уголовное производство по статье 298 УКУ, но дело не расследовали».

После трагического обвала дома прокуратура города Киева объявила о подозрении прорабу. Сама Ирина Бойко, по словам Елены, сначала объясняла, что проводит реставрацию дома, а затем стала отрицать, что делала что-то на территории памятника, заявила, что не известные ей фирмы занимались там ремонтами. Полиция и прокуратура отказались объявлять ей подозрение.

ДЕНЬГИ ЕСТЬ, НО НЕ НА ПАМЯТНИКИ

Во время своей депутатской каденции Елена Терещенко (Ескина) входила в состав рабочей группы, которая провела инвентаризацию исторических зданий столицы. Мэру Киева Виталию Кличко передали список домов, которые были противоправно отчуждены, доводились владельцами до разрушения и которые необходимо забрать в коммунальную собственность. Эффект нулевой.

Что касается декабрьских поджогов на Подоле, Елена говорит, что направила запросы в правоохранительные органы, ответ еще не получила. Но на адекватность следствия активистка не рассчитывает, потому что еще летом 2017-го вместе с единомышленниками останавливала физическое уничтожение фасада дома на Межигорской, 33/19. Полиция и следственно-оперативная группа долго не хотели выезжать на вызов защитников Киева, потом ситуацию никто не расследовал.

«В Киеве деньги есть, и много, бюджет перевыполняется Но культурное наследие не является приоритетом как на государственном, так и на городском уровнях. Поэтому в реставрацию исторических зданий средства не вкладывают, — констатирует Елена Терещенко (Ескина). — Пока не будет политической воли, пока наше культурное наследие не станет приоритетом для государства, ничего не изменится. Только общественный резонанс может заставить негодяев исполнять свои обязанности. Проблема имеет системный характер, и пока мы не изменим эту систему, до тех пор не сможем жить в нормальной европейской стране с верховенством права».

Мария ПРОКОПЕНКО, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ