Газета «День» в № 229 от 17.12.2003 предложила экспертам ответить на вопросы: «Сколько нужно принять законов, чтобы считать свое государство конкурентоспособным и состоявшимся?». Он не оставил равнодушным и меня. Вопрос действительно важный. Ведь государственный институт власти организовывает и регулирует свою деятельность через целый ряд законов, которые подчинены самому главному — Конституции Украины. Она та единственная ось, на которой вращается, то есть регламентируется вся жизнедеятельность государства, с его разветвленной политической и общественно-правовой системой.
Главное — не количество законов, главное — чтобы они работали в соответствующем направлении и последовательно. Как правильно заметил в своем ответе газете кандидат юридических наук, доцент, докторант Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого Станислав Шевчук: «В качестве приоритета не следует брать количественный показатель. На первом месте должно быть четкое определение вектора развития правовой системы». И только в Конституции он надежно закреплен, как в ориентире нашего настоящего и будущего. Об этом не следует забывать. Поэтому те же законотворцы чаще должны заглядывать в нашу Главную Книгу, чтобы не допустить ошибок при создании новых законодательных положений, а особенно с большой бдительностью и ответственностью работать при внесении в нее изменений, а особенно нынче, когда речь идет о политических реформах и выборах президента.
Законы должны пребывать в движении, постоянно совершенствоваться, соответствовать неотложным потребностям времени. Только тогда они будут действенны и в полной мере смогут защищать общественные интересы, в соответствии с теми или иными запросами. Тот же С. Шевчук говорит, что в Украине все скидывается на Верховную Раду, и ударение делается на количестве принятых законов. И это верно. Но почему так? Потому что суды нашего независимого государства не всегда могут решить множество вопросов, которые нуждаются только в одном — справедливости. Прежде всего — из-за того пресловутого несовершенства или обветшалости правовых актов. В этом случае намного проще все «отфутболивать выше». Такая практика, скорее, похожа на глас вопиющего в пустыне, что значительным образом означает — смотрите и слушайте: низы не могут, а верхи не хотят. Верхи хотят, господа! Поэтому и рождается множество законопроектов, которым нужно дать толк.
Эта кропотливая работа подобная той, когда просеивают зерно, отделяют от него полову и другое ненужное. Нелегкая, но такая необходимая, она способствует выявлению своевременного мнения, того рационального зерна, без которого не может обойтись любой новый полезный закон.
Заслуживает внимания и ответ директора Института законодательства Верховной Рады Украины, доктора юридических наук Александра Копыленко: «Вообще, проблема урегулирования сегодняшнего законодательства и остатков законодательной базы СССР сегодня не стоит так остро. Ясно, что используются законодательные акты, принятые еще в советские времена». Написано черным по белому. Кто-то может возразить: как же так, жить старым багажом, в частности, багажом страны тоталитарного режима? В данном случае — можно, что в том плохого, когда закон действенный, прозрачно решает проблемы, вполне отвечает своему назначению. Выходит, он верный, испытан тем пробным камнем, имя которому — Время!
Хочу также кратко остановиться на вопросе языка, на котором написаны и пишутся наши кодексы жизни. Некоторые из них изложены словами, которые не выдерживают критики. Это так называемые слова-паразиты. Их очень и очень много. Я не хочу засорять ими бумагу, поэтому не перечисляю этот словесный сорняк, который нужно беспощадно искоренять. Слишком много в наших законах также разнообразных оборотов, которые утомляют, мешают сосредоточиться. Язык должен быть простым, обычным, в меру доходчивым, без лишнего иностранного заимствования. В нем должно дышать полной грудью наше украинское слово. Наш дух — гордый, свободный, никем не покоренный!
Наше независимое Украинское государство состоялось! Не бойтесь это сказать громко, с гордостью и гражданским достоинством, не оглядываясь вокруг. Мы — свободные граждане Украины. От нас зависит наше будущее, будущее наших детей и правнуков. Именно нами решается множество неотложных вопросов, принимаются нормативно-правовые акты, которые помогают ликвидировать преграды, железным щитом становятся в защиту интересов страны, ее граждан и, безусловно, способствуют нашему движению вперед.