До отбытия на каникулы Верховная Рада все-таки успела принять многострадальный Жилищный кодекс, который со времени своего первого представления в парламенте был переписан более чем на 70%. До сих пор мы «животели» по-советскому: согласно Жилищному кодексу 1983 года принятия. Как известно, украинцы не слишком разбираются в собственном законодательстве и редко знакомятся даже с самыми важными документами. В этом есть свой резон: старый и новый кодексы определенно объединяет предельная запутанность формулировок и, как следствие, полная нечитабельность. А, между тем, за этими неудобоваримыми фразами скрыто самое насущное — поселение, выселение, квартирные очереди и неуплата за коммунальные услуги. За разъяснениями «День» обратился к авторам закона.
«Главное новшество — это предоставление жилья за счет государственного бюджета чернобыльцам, военнослужащим, инвалидам первой-второй группы, в том числе детям сиротам, сельским учителям и врачам, а также участникам великой отечественной войны, — рассказывает председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи, глава рабочей группы по Жилищному кодексу Валерий Пустовойтенко, — Кроме того, документ утверждает предоставление социального жилья тем людям, которые не могут купить его себе самостоятельно».
Согласно документу, социальное жилье бесплатно или за посильную плату будет предоставляться на определенный срок гражданам, стоящим в квартирной очереди и нуждающимся в социальной защите. Математически эти люди будут «высчитываться» следующим образом. Если среднемесячный совокупный доход за предыдущие шесть месяцев из расчета на одно лицо меньше прожиточного минимума и величины непосредственной стоимости найма жилья в данном населенном пункте, — можете претендовать на социальное жилье. Если говорить о Киеве, то этот «среднемесячный совокупный доход» должен быть около трехсот долларов — двести за найм квартиры плюс 453 гривны минимума. Но «бедности» недостаточно для получения социального жилья. Нужно еще и попадать под определенную категорию населения.
Их, правда, немало: инвалиды ВОВ или приравненные к ним лица, чернобыльцы, дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, по окончании пребывания в соответствующих учреждениях для таких детей, детском доме семейного типа, приемной семье или окончание срока опеки над такими детьми и в случае отсутствия у таких детей права на жилье. А также лица из их числа по окончании ими срочной службы в ВС Украины или по возвращении их из учреждений, которые исполняют наказания в виде лишения свободы. Кроме того, граждане, жилье которых признано в установленном порядке непригодным для проживания или не подлежит ремонту и реконструкции. А также инвалиды I и II групп, Герои Украины, Герои Советского Союза, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, семьи с несовершеннолетними детьми, беременные женщины, лица, потерявшие работоспособность, и пенсионеры. Принятие на учет граждан, имеющих право на получение социального жилья, осуществляется по решению органа местного самоуправления на основании письменного заявления. Не примут — милости просим в суд, законодательство предусматривает обжалование. Списки граждан для получения социального жилья не имеют ничего общего с привычной очередью на жилье и подлежат обнародованию.
Что же касается обычной очереди на квартиры, то она, как выразился В.Пустовойтенко, остается на месте (!). Нельзя не признать его правоту: сегодня на квартирной очереди в Украине находится 1,5 млн. человек, и каждый год лишь 1,5% из них получают квартиры. Председатель жилищного комитета, конечно, имел в виду, что очередь не будет расформирована или пересмотрена. Кстати, небольшой «пересмотр» все же будет проведен. В течение двух месяцев будут созданы временные специальные комиссии при городских советах создаются специальные комиссии. Их задача — проверить, все ли стоящие на очереди все еще нуждаются в квартирах. Кое-кто уже приобрел жилье, а кто-то и вовсе... умер, не дождавшись квартиры. В очереди стояло много ветеранов, которых, как известно, становится с каждым годом все меньше и меньше . Списки оставшихся в очереди будут опубликованы в СМИ соответствующих населенных пунктов.
Еще до принятия Кодекса в его окончательной редакции по столице поползли слухи, что данный документ будет призван помочь городским властям избавиться от жителей старых домов в центре Киева. Дескать, разрешат выселение дома, если на это будет согласна половина жильцов, и отправлять «на пмж» бывших жителей хрущевок и прочих «развалюх» будут не в новые дома на месте их родных квартир, а на окраину. Валерий Пустовойтенко уверил, что Жилищный кодекс вообще не регламентирует решения по микрорайонам. Правда, он же возглавляет работу над отдельным законом по реконструкции микрорайонов, который пока что прошел только первое чтение в Верховной Раде. «В Конституции записано: без согласия жильца никто не имеет права его переселять, — объяснил В.Пустовойтенко, — Согласно новому кодексу, без согласия территориальной громады власти не имеют права заняться даже реконструкцией квартала. Проект должен согласовываться жильцами. Потом будет строиться «сигнальный» дом, в который будут переселены эти жильцы, кто на время, кто на постоянно — как пожелают. Работать этот закон будет, конечно, только в Киеве, где есть цена на жилье, то есть потраченные средства окупятся при продаже квартир».
Что концептуально, еще один повод для выселения — неуплата за коммунальные услуги — новым Кодексом отменяется. Правда, нерадивый квартиросъемщик все так же, как и согласно изменениям в старый документ, не избежит пени за просроченные платежи. И все же логика разработчиков нового закона касательно этого конкретного пункта не совсем ясна. Понятно, что неплательщики делятся на две категории. Те, которые не могут погашать долги по объективной причине и те, которые заплатить в состоянии, но откладывают это на вечное «потом». Таким образом, из года в год долг населения коммунальным службам колеблется в районе 8 миллиардов гривен. Сомнительно, что факт наличия пени повлияет на сознательность наших граждан. А выселять их за такое поведение теперь официальное «зась». Так что реальных механизмов борьбы с вечными неуплатами новый Кодекс не предоставляет.