Движущийся с большим скрипом бюджетный процесс 2010 года пусть и формально, но все же втискивается в отведенные для него временные рамки. Кабмин намерен утвердить сегодня проект госбюджета-2010 и 15 сентября, точно в установленный срок, зарегистрировать его в Верховной Раде. Будет ли этот новый бюджет реальным? Опыт составления и реализации бюджета-2009, который, по мнению многих аналитиков, стал самым «ручным» и самым таинственным из всех последних государственных смет Украины, пока что не дает положительного ответа на этот вопрос.
Из документов Международного валютного фонда известно, что правительство Украины намерено снизить дефицит бюджета в 2010 году с 6,5% до 4% ВВП благодаря сокращению субсидий на газ для населения и теплокоммунэнерго (1%) и проведению налоговой и пенсионной реформы (1,5%). Можно ли надеяться, что эти меры будут осуществлены? И главное — в каком направлении?
— Что касается намечаемой пенсионной реформы, то о ней сегодня очень мало известно, кроме разве что попыток поднять пенсионный возраст. Прогноз тут явно отрицательный: при существующей демографической ситуации, как сказал один из неофициальных пока что кандидатов в президенты, такая мера просто антигуманна и аморальна. И все это прекрасно понимают... Не лучшее положение и с явно вчерашней налоговой реформой, на которую разные силы возлагают диаметрально противоположные надежды. Скандальную известность приобрело законодательное предложение народного депутата Олега Ляшко взимать с плательщиков налога на прибыль авансовые взносы в бюджет. Волна возмущения была столь велика, что «радетелю» бюджета пришлось очень быстро отказаться от своей идеи.
А ведь есть и другой путь наращивания бюджетных поступлений. Он состоит в снижении налоговой нагрузки. Однако и среди сторонников этого направления идет дискуссия: а можно ли и нужно ли вводить эти меры немедленно или следует подождать окончания кризиса? Площадку для такого спора на днях предоставил Фонд «Эффективное Управление» совместно с компанией Intelligence Squared. «Ситуацию необходимо кардинально менять, но стоит ли это делать в период кризиса? Ведь кризис, с одной стороны, может стать уникальной возможностью для эффективного реформирования налоговой системы, но с другой — он существенно повышает риски, присущие глубоким преобразованиям», — заявила в ходе дискуссии директор Фонда Наталья Изосимова. Руководитель отдела управления экономикой Института экономики и прогнозирования НАН Украины, бывший заместитель министра финансов Украины Татьяна Ефименко считает, что «исходя из мировой практики, повысить эффективность налогового регулирования экономики Украины возможно только на основе принятия Налогового кодекса, который должен предусматривать снижение налоговой нагрузки, обеспечение стабильности налогового законодательства, улучшение процедур администрирования платежей». С ней согласен член-корреспондент Академии экономических наук Украины, шеф-редактор журнала «Бухгалтер» Александр Кирш. По его мнению, «прорехи в законодательстве, которые терпимы в нормальных условиях, при кризисе исключительно опасны. Упрощение налогообложения и его модернизация соединят воедино интересы бизнеса и государства».
Впрочем, другие считают эти доводы малоубедительными. «Возможное реформирование налоговой системы сегодня будет подвержено влиянию экономического кризиса и предвыборной кампании. В такие моменты реформы рискуют усугубить ситуацию, — говорит постоянный представитель ГНАУ в парламенте Сергей Власенко. — Пока заработают новые налоговые механизмы, пока люди выучат новые налоговые процедуры, мы рискуем тем, что у нас в течение нескольких месяцев будет падение доходов бюджета».
Не поддержал налоговых радикалов бывший главный редактор журнала The Economist Билл Эммотт: «Для реализации налоговой реформы необходим дух компромисса и фундаментальная атмосфера политической стабильности. В условиях нынешней глобальной экономической рецессии и с учетом разделенной и разрозненной политики в Украине попытка осуществить масштабную налоговую реформу влечет за собой риск причинить больше вреда, чем пользы». И все же Эммотт уверен, что налоговая реформа — это важнейшая задача для Украины. А вот экс-министр финансов Великобритании в правительстве Маргарет Тэтчер лорд Найджел Лоусон отмечает: «Инвесторы обеспокоены ситуацией в Украине не из-за финансово-экономического кризиса, поскольку кризис во всем мире, а из-за неуверенности в существующей налоговой системе. Она требует изменений». Лорд призывает делать первые шаги в проведении реформы уже сегодня, несмотря на кризис. По его мнению, реформирование должно быть направлено, в первую очередь, на упрощение системы налогообложения и снижение налоговой нагрузки, что сделает ведение бизнеса более эффективным, позволит ему выйти из тени и снизит уровень коррупции.